Навигация: Начало > Не спрашивай, Юленька!

Не спрашивай, Юленька!

Даниель Калль
******************************************

Сцена 1: Юля, мама, папа

Юля:
Что значит – небытие?

Папа:
Небытие означает смерть. Это сон без сновидений.

Юля:
А долго длится смерть?

Папа:
Смерть длится вечно.

Мама:
Нельзя ли потише?

(пауза)

Юля:
Если небытие – это сон, когда же просыпаются из небытия?

Папа:
Никогда. Небытие длится вечно.

Юля:
Я не понимаю.

Папа:
Все имеет свое начало и свой край. И жизнь тоже. Так же как день или ночь.

Юля:
Тогда у смерти тоже есть край!

Папа:
Смерть – это край.

Мама:
Ну хватит уже, прошу! У меня голова трещит!

(пауза)

Юля:
Я не понимаю.

Папа:
Смерть это как… когда ты до конца прочитаешь книгу. Она заканчивается, ты закрываешь ее и откладываешь в сторону.

Юля:
Тогда я могу еще раз взять ее и еще раз посмотреть. Открыть и еще раз посмотреть. И еще раз и еще раз и еще! У книги нет конца!

Папа:
Это был глупый пример. Но представь- ка себе… колбасу. Когда ты ее съедаешь…

Юля:
У колбасы два конца!

Папа:
Или вот картофелина…

Юля:
Смерть – это как картофель?

Мама:
Перестань наконец, Юля!

Юля:
Жареный картофель? Картофельный салат?? Картофельная каша???

Папа:
Псст. Тихонько. Успокойся. Маме нехорошо. Она беспокоится. От волнений у нее болит голова. Мы поговорим когда-нибудь в другой раз об этом, ладно?

(пауза)

Юля:
Всегда все в другой раз.

Сцена 9: Юля, папа.

Папа:
Маме сейчас трудно, Юля. Ты должна это понять. Она не хочет говорить об этом.

Юля:
Про дедушку?

Папа:
Про дедушку. Про бабушку. Про все. Когда мы становимся старше, мы теряем все больше и больше близких людей. Нам неприятно говорить об этом. Разлука – не тема для разговора. Это причиняет нам боль. Ты ведь и сама любишь веселые истории больше, чем грустные.

Юля:
Ты тоже умрешь?

Папа:
Когда нибудь, когда я стану старым, да.

Юля:
И мама?

Папа:
И мама.

Юля:
И я?

Папа:
Все умирают когда-нибудь. Но до тех пор пройдет еще много-много времени.

Юля:
И тогда я стану ангелом, да?

Папа:
Так думают некоторые люди, да. Другие же полагают, что можно вернуться снова. Что умершие приходят опять – как животные или растения.

Юля:
Как конь?

Папа:
К примеру.

Юля:
Или как кошка?

Папа:
Может быть.

Юля:
Я думаю, я вернусь как картошка.

Папа:
Опять ты со своей картошкой…

Юля:
Ты веришь в ангелов, или в картошку?

Папа:
Трудно сказать… Я думаю… мне кажется… Смотри: когда тебя похоронят, то со временем ты становишься землей. Когда ты – земля, ты – часть воды, часть корней деревьев и цветов. Тогда ты часть листьев, травы и воздуха. Ты – часть всего, что дышит.

Юля:
И ветра?

Папа:
И ветра.

Юля:
Значит, смерть – это как ветер?

Папа:
Наверно.

Юля:
Наверно или точно?

Папа:
Не знаю. Наверно. Точно.

Юля:
Всегда все у тебя наверно точно.

Сцена 10: Юля.

Я – картофелина.
У меня есть кожура.
У меня есть глаза.
Я сижу в земле.
Мои глаза всегда открыты.
Я вижу сны, даже когда не сплю.
Когда меня высаживают из земли, я умираю.
Мне выковыривают глаза, когда меня чистят.
Я – ребенок.
Я расту из воздуха.
Я дышу моим дедушкой.
И дедушкой моего дедушки.
И вообще всеми бабушками и дедушками.
Кто умирает – поет вместе с ветром.
Кто умирает – цветет в цветах.
Я вырасту и стану взрослой.
Тогда я тоже когда-нибудь умру.
Тогда я буду разглядывать картошку снизу.
Или я просто вернусь как картошка.
Вот так.
Наверно точно.
Точно наверно.

Сцена 21: Юля, Пауль.

Юля:
Юля сидит у колодца. Она невнимательна и вдруг – плюх! – она упала в воду.

Пауль:
Пауль приходит и приносит канат. Привет, Юля! Где ты?

Юля:
В темноте! В воде!

Пауль:
Я брошу тебе вниз канат. Просто держись за него.

Юля:
Канат слишком короткий, Пауль! Я не могу дотянуться!

Пауль:
Тогда я возьму веревочную лестницу!

Юля:
Здесь слишком темно, Пауль! Я ничего не вижу!

Пауль:
Тогда я просто прыгну вниз, к тебе!

Юля:
Этот колодец глубокий!

Пауль:
Конечно, это же не фонтан! Мы были как-то с папой в одном замке, там был колодец, он был наверное тысячу километров глубиной! Они просверлили его в скале.

Юля:
Мы сидим сейчас там. Далеко внизу, как картофелины в земле.

Пауль:
Мы сидим во мраке. В воде.

Юля:
Когда открываешь глаза в темноте, видишь тысячи картин. И красок. Когда я ночью лежу в кровати и не могу заснуть, я часто вижу цвета. Так много красок, что мне страшно. Тогда я быстро включаю свет.

Пауль:
Здесь, внизу, нет никакого света. Мы плаваем в воде тысячу километров под землей.
Как дети в животе у мамы.

Юля:
Не может быть! Ребенок у мамы в животе ведь не рыба!

Пауль:
Нет, это так! Мой папа говорит, что все, что живет, происходит из воды. И что младенцы в животе у мам булькают, перед тем как родиться. И если у человека недостаточно воды, он умрет гораздо скорее, чем если бы у него не было еды.

Юля:
Люди умирают, когда становятся старыми.

Пауль:
И если им нечего пить.

Юля:
Но ведь мы же в колодце. На тысячу километров под землей. Здесь есть что пить. Здесь смерть очень, очень далеко.
Сцена 22: Юля.

Когда человек стареет, у него появляются морщины.
И пятна на коже.
Когда дедушка был молодым, у него еще были волосы.
Настоящие локоны.
Когда он стал старым, все волосы у него выпали.
Остались совсем немного, как венок.
И его лысина блестела как зеркало.
У Пауля тоже выпадают волосы.
Хотя Пауль еще только ребенок.
Это получается из-за таблеток.
И из-за излучений, говорит мама.
Не от солнца.
Они кладут Пауля в трубу, это создает излучения.
Потом ему делают укол в плечо и дают капли.
И все это от червяка в голове.
Червяк называется – рак.
Больше всего я хочу сейчас быть с Паулем в колодце.
Не в фонтане.
В колодце, как в сказке.
Где достают воду ведром.
Там мы будем плавать как рыбы.
Там мы будем плавать, как ребенок у мамы в животе.
Там мы будем сидеть в темноте, как картошки.
В темноте можно видеть цвета.
И вдвоем совсем не страшно.

Сцена 30: Юля.

Пауль умер.
Смерть – это сон без сновидений.
Смерть – это конец.
В конце заключается начало.
Пауль стал теперь ангелом на небе.
Или растением в земле.
Или животным.
Или ветром.
Пауля сожгли.
Так делают иногда.
Обычно умерших закапывают в землю.
Это называется похороны.
Или отпускают умерших в воду.
Это называют морским погребением, или как то еще.
А иногда умерших сжигают.
В крематории.
Слово можно понять, если подумать о мамином креме.
(Это так, для облегчения).
Прах складывают в банку.
Эта банка называется урна.
И потом эту урну тоже хоронят, как гроб.
Только маленький.
Пауль поднялся в небо как дым. Как облако.
Его прах может сейчас наблюдать картофелины снизу.
Прах – это все, что осталось.
Прах – и все хорошее.
Все очень плакали.
Но все были еще и немного рады, потому что Пауль был очень болен.
Теперь он уже не страдает, сказал папа Пауля.
Он плакал больше всех.
Он уже не хотел быть сильным.
У нас был прекрасный праздник.
Прощальный праздник.
Все были там.
Все друзья.
Вся семья.
Была музыка и пирог.
Как на настоящем дне рождения.
Все говорили приятные слова про Пауля.
Дети и взрослые сидели за одним столом.
Все смеялись и общались.
И все могли обо всем спрашивать.
Это понравилось бы Паулю.
Но я все-равно плакала.
Потому что я скучаю.
Я очень скучаю по Паулю.

Сцена 31: Юля, мама, папа.

Юля:
Скоро появится ребенок из твоего живота, правда?

Мама:
Да.

Юля:
И если это будет мальчик?

Мама:
Тогда его будут звать Пауль.

Юля:
А если девочка?

Мама:
Тогда Паула.

Юля:
И тогда этот новый ребенок станет большим и старым и однажды умрет. Или будет болен и умрет раньше.

Мама:
Это невозможно знать заранее.

Папа:
Но мы постараемся защитить его, как только мы сможем. Мы будем заботиться о нем так, как мы заботимся о тебе.

Мама:
И мы будем его любить так, как мы любим тебя.

Юля:
Любить – значит защищать и заботиться?

Папа:
Да.

Юля:
Я зажгу сейчас Паулю свечку. Я пошлю ему привет, туда, где он сейчас. В воду или в землю? В огонь или в воздух?

Мама:
Я не знаю, Юленька.

Папа:
Никто не знает точно, где заканчивается путь, когда человек умирает.

Юля:
Тогда я больше не буду спрашивать.

Мама:
Напротив. Спрашивай, Юленька, спрашивай.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS
Подобные пьесы:
  • Новые кросовки
  • Маргарита Ляховецкая «Студенческая история»
  • Бабочки в аквариаумы
  • Вундеркинды