Сказка об овце
Колосов Игорь
Сказка об овце
(пьеса содержащая снисхождение)
Часть 1
Сцена 1
Вокруг трава. В траве лежит овца с ягненком. Сейчас здесь тихо, но рядом, в траве лежат другие овцы, слышно их дыхание и голоса.
Гермес Как мне страшно, мама.
Овца Не бойся. Мне вот совсем не страшно.
Гермес Но разве ты не слышишь? Вот, опять…
Овца Это зайчик воет на луну. Ты привыкнешь. Они всегда воют, когда меняют кожу.
Гермес А это? Вот. Вот. Страшно скрипит?
Овца А это, лягушка-квакушка точит зубки о березу. Ее нам тоже не надо боятся. На днях она поймала лося и теперь совершенно сыта. Ты однако все равно дрожишь. Наверное это из-за того что ты сегодня, впервые увидел казнь.
Гермес Нет, мама. Совсем нет.
Овца Давай я расскажу тебе какую-нибудь историю, быть может она развлечет тебя и ты забудешь свои страхи.
Гермес Я хочу услышать историю о людях. Я слышал это они придумали казнь через повешение. Но ты наверное ничего не знаешь, ведь о людях почти ничего не известно.
Овца О людях известно не так мало как тебе кажется, сынок. Известно даже что не всегда люди жили на свете. Да, да, когда-то человека не существовало. О том времени рассказывают немало небылиц. К примеру говорят деревья тогда умели ходить… Впрочем так и начинается история о появлении на свет человека… Когда-то деревья умели ходить. Они могли пойти туда, или обратно. Вправо или влево. Для них не было особой разницы куда идти.
Гермес Они просто любили гулять?
Овца Именно так. Но как известно жизнь сложная штука и принуждает отказываться от иных удовольствий. Так и деревья – отчаянные гулены – столкнулись с тем что прогулки сокращают срок их жизни. Ведь известно – дерево должно сидеть в земле крепко, вбирая живительные земные соки. Деревья шатуны стали гибнуть. Дабы остаться в живых деревья решили укоренится, а чтобы избавиться от соблазна совершить прогулки они, словно глину попавшую в рот, исторгли на землю умение ходить. Так на земле не стало ходячих деревьев. В те времена, когда человека еще не было, горы умели разговаривать. Горы уже тогда знали все и разговаривать им было не о чем. И тогда, как вылезшую шерсть, горы сбросили на землю умение разговаривать. И там где рядом упали два этих умения из земли появилось странное существо. Оно ходило на двух ногах и непрерывно разговаривало. С него и начался род человеческий. Как ни крамольна эта мысль, но первый человек был глуп. Он спал стоя и не умел закрывать рот. Лишь потом человеку достались умения и мысли. Но величие человека не в его мыслительных способностях, а в том, что никто не сотворял его, зародился он сам по себе, и своим появлением на свет никому не обязан.
Гермес Мама, мне все равно страшно.
Овца Мой милый, Гермес, в этом нет ничего приятного, но ты должен свыкнуться со страхом и научится держать его в узде.
Гермес Я вспомнил как дергались ноги того барана, повешенного сегодня утром.
Овца Позволь я продолжу… Умения и мысли достались человеку случайно, ибо тогда в мире царил первозданный хаос и закономерностей еще не существовало. Обретши разум человек огляделся вокруг и узрел беспорядок. Пятница начиналась после понедельника, а нужные вещи доставались кому попало. И не стало у человека свободного времени, ибо он неустанно обустраивал мир вокруг. Но вот однажды человек опять огляделся вокруг и обнаружил, что наконец все вещи лежат на своих местах, а пятница, как и положено, идет после четверга. И стало человеку скучно ибо в мире воцарился порядок. Подумав, человек сотворил овец, и сказал им: «ешьте траву и вдыхайте небо». И стали овцы есть траву и вдыхать небо. Иным овцам небо полюбилось больше травы и стали жить они на небе. Подними голову, Гермес. Ты увидишь своих родственников. Они пасутся по небу и орошают землю своими струями. Их зовут небесными овцами или облаками. Другие овцы остались на земле и продолжали есть траву и от них ведем свой род мы. С тех пор человек много чего еще создал, но овцы все равно оставались любимыми чадами человека и потому иногда нас называют человекоизбранным народом. Потому также преданность овцы милее человеку, чем преданность любой другой твари. Все ли ты понял?
Гермес Ты не сказала почему овцы всего боятся.
Овца Ах, да. Я совсем забыла… Когда человек сотворил овец душу им он вложил в хвост. Хвост овцы всегда трясется и потому мы овцы так трусливы.
Гермес Может, если я не буду трясти хвостом, то и бояться не буду.
Овца Какой ты еще маленький и глупый. Это же всего-навсего метафора.
Гермес Метафора?
Овца Метафора или иносказание. Суть этого иносказания в том, что разум наказуем вечным страхом, и что страха лишены лишь твари бездушные, неразумные.
Гермес Значит овцы всегда будут бояться голосов ночи и шороха травы…
Овца И болезни, и засухи, и одиночества, и хитрого врага и многого, многого другого. Такими мы созданы. Но ты должен знать что мудрость и доброта человека безграничны и он дал нам добрых пастухов, по другому пастырей, что хранят нас от зла мира и погружают врагов в пучину страха одним лишь своим грозным видом.
Гермес Как шакал Женя?
Овца Да, как Женя.
Гермес Скажи мне, мама, зачем нужен загон?
Овца Затем чтобы жили овцы.
Гермес А что там, за загоном?
Овца Там? Там ничего нет.
Гермес Нет?
Овца Мир имеет форму загона и за его пределами ничего не существует. Все что нужно овце, человек поместил в загон. Этого достаточно чтобы овца жила скромно, но и не нуждаясь.
Гермес А зачем тогда нужны дырки в изгороди, если за пределами загона все равно ничего нет?
Овца Какие дырки?
Гермес Да вон же, посмотри.
Овца Тише, тише. Не показывай пальцем. Запомни никаких дыр в изгороди не существует.
Гермес Но как же так, я же вижу их.
Овца В изгороди не может быть дыр трещин и разрывов! Изгородь идеальна. Никогда не забывай этого! Никогда!
Гермес Да, мама.
Овца О чем ты опять задумался?
Гермес Я думаю об одном своем сне. Мне приснился недавно странный сон. Я иду по степи, и веду за собой много овец.
Овца Что же тут странного. Тебе приснилось что ты стал великим бараном, ведущим стадо. Это хорошо.
Гермес Ты не поняла, мама. Там не было изгороди.
Овца Тише, тише! Ты не должен говорить так громко! Тебя могут услышать. Никогда не говори такие вещи в слух, мало ли кому что снится. Молчи, поступай как все и слушайся шакала Женю. И тогда жизнь свою ты проживешь без хлопот и волнений.
Гермес Да, мама.
Овца Хорошо. Много вопросов тоже задавать не следует.
Гермес Да, мама.
Овца Сынок, многое в нашем мире непонятно. Но овце не нужно понимать всего. Овца всегда подчинялась человеку и слугам его и не нам менять этого порядка…Я слышу чьи-то шаги. Кто-то идет сюда! Какая тяжелая поступь! Ты никому не рассказывал об этом своем глупом сне?
Гермес Только шакалу Жене.
Овца Какой ужас! Что ты наделал! Это идут за тобой! Как мне страшно, как мне страшно! Только бы шакал Женя оказался добр сегодня и простил тебя.
Гермес Не бойся, мама. Я же не делал ничего плохого. Мне нечего бояться.
Овца Как мне страшно, как мне страшно.
Сцена 2
Большой загон. Видно только одну из его стен. Эта стена сделана из старой проволочной сетки. В сетке большая дыра. Рядом расположены останки комбайна, комбайн глубоко утоплен в землю, на его ржавом боку еще можно прочесть надпись: «Казахстан».
Собрание овец. Шакал Женя на крыше комбайна. Вокруг комбайна оцепление из здоровенных баранов. Бараны сдерживаю напор овец.
Женя Овцы! Милые мои овцы. Все вы знаете меня, как достойного члена общества. Телом я, как известно, шакал, но душой я всегда был овцою. Теплом и заботой я старался окружить вас и ваших детей. Стерег ваш сон от хищников и приводил на лучшие пастбища. Скажите же достоин ли я доверия?
Овцы Да! Да! Достоин!
Женя Могу ли я надеяться, что буду выслушан и понят?
Овцы Достоин! Достоин!
Женя (утирает слезы) Я так благодарен вам за доверие. Спасибо. Спасибо. Я так люблю вас за вашу доброту.
Овцы Мы тебя тоже, Женя!
(Одна овца прорывается через оцепление и виснет на корпусе комбайна.)
Овца Я люблю тебя, Женя! Ребеночка от тебя хочу! Возьми меня сейчас, Женя!
(Овцу оттаскивают от комбайна.)
Женя Вот товарищи подсказывают, что тоже меня любят…(овцы смеются) Как я уже сказал, душою я всегда был овца. Я всегда блюл порядок и равноправие, чего бы мне это не стоило. Помните ли вы, чтобы ругался матерно, бранью оскорбляя вас и детей ваших?
Овцы Нет!
Женя Помните ли вы, чтобы я мочился в ручьи или осквернял могилы ваших отцов?
Овцы Не помним, Женя!
Женя Я не мог не пить, не кушать, пока где-то в нашем стаде творилась несправедливость. Ведь законность и порядок, так дороги сердцу настоящей овцы. Так вот, следите за моей мыслью, братья. Источник моей добродетели в том, что шакал я лишь телом, а душою я овца. Но есть и обратные примеры. Под шкурой добропорядочной овцы может скрываться закоренелый злодей и, я не побоюсь этого слова, волк в овечьей шкуре. Сегодня мы собрались для того чтобы осудить деяния такой преступной овцы. Введите преступника.
(Двое баранов вносят Гермеса. Овцы расступаются в стороны. Гермес стоит в круге отчуждения.)
Я не стану называть его имени, ибо преступники в нашем стаде должны быть бесславны. Глядите на него! Глядите на него, братья мои овцы! Сколь невинным кажется он на первый взгляд. Разве может он быть преступником, подумаете вы? Я сам едва не попал под власть заблуждения ибо внешность этого агнца, кажется воистину добродетельной. Но милые мои овцы! Не повторяйте моей ошибки! Не склоняйте свои сердца к этому злодею! Не становитесь жертвами собственной доброты.
Гермес Я не делал ничего! Я невиновен! Он все врет!
Женя Вы видите? Вы слышите? Еще ни слова я не сказал о преступлении, а он уже отрицает свою вину. Не это ли верный признак отличающий преступника от добропорядочного гражданина. Добропорядочный граждан, не знающий за собой грехов, с достоинством промолчал бы, ибо всякий знает, что народ не осудит невиновного. Ведь народ справедлив!
Овцы Да!
Женя Народ мудр!
Овцы Да!
Женя Народ добр?
Овцы Да!!!
Гермес Но я ничего не делал!