Долгожитель
Б.КОНСТАНТИНОВ
А.РАЦЕР
Д О Л Г О Ж И Т Е Л Ь
( водевиль в двух действиях )
Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А:
Ю Л Я – студентка;
Л Е О Н И Д – молодой учитель;
К О С Т Я - друг Леонида, зав.клубом; ******************************************
Н И Н А – почтальон;
А Н Т О Н И Н А В А С И Л Ь Е В Н А - тётка Нины;
С Т Е П А Н С Т Е П А Н Ы Ч - зав. магазином;
З А Б Е Л И Н - руководитель студенческой группы.
П Р О Л О Г.
На авансцене - все участники спектакля.
Не раз уже высказывалось мнение,
Что слишком деловит наш новый век,
Что в наши дни в смешное положение
Попасть не может умный человек.
Не нужен легкомысленный нам хохот,
Не нужен легкомысленный нам стиль,
Короче, нам, в серьёзную эпоху,
Не нужен не серьёзный водевиль.
В котором совпадения,
И недоразумения,
И треволнения любящих сердец,
Размолвки всевозможные,
И путаницы сложные,
И радостный, как водится, конец.
Он сначала был французским,
А точнее – переводным.
Корифеи сцены русской
Бенефис кончали им.
В нём князья в графинь влюблялись,
В нём стрелялись без конца,
А в конце соединялись
Все влюблённые сердца.
( п а н т о м и м а )
А потом на русской почве,
Был он заново рождён,
В нём купеческие дочки
С юных лет теряли сон.
И в приказчиков влюблялись,
Не смотря на гнев отца,
А потом соединялись
Все влюбленные сердца.
( п а н т о м и м а )
А потом во время НЭПа,
Стал гвоздём сезона он.
В нём влюблялись под тустепы,
И стрелялись под чарльстон.
Под фокстрот разоблачались
Махинации дельца,
А в конце соединялись
Все влюблённые сердца.
( п а н т о м и м а )
Героев этих нет в помине,
И сцену ни к чему им отдавать.
Но разве нам не хочется и ныне
Смеяться, петь, шутить и танцевать?
Поэтому мы вам сыграем пьесу,
Где рядом будет выдумка и быль.
Чтоб нам в конце концов решить совместно,
А нужен ли сегодня водевиль?
В котором совпадения,
И недоразумения,
И треволнения любящих сердец,
Размолвки всевозможные,
И путаницы сложные,
И радостный, как водится, конец!
Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е.
Занавес открывается. Одноэтажный дом. По одну сторону крыла два окна, по другую – окно. В глубине двора – сарай, откуда доносится стук топора. Из дома выходит АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА, прислушивается к стуку, заглядывает в сарай.
АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: Лёня, ты что тут делаешь?
ЛЕОНИД: (выходя из сарая) Дрова колю.
АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: В такую рань?
ЛЕОНИД: Не спится что-то… А вы куда собрались? Отдохнули бы после дежурства.
АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: Потом отосплюсь. Подушки китайские в магазин завезли – такие в нашем райцентре раз в год бывают. ( можно переделать: Подушки китайские в магазин завезли – хотя их сегодня в райцентре и полно, но сам знаешь, как сейчас автобусы туда ходят , да и льготы отменили.)
Санитарка наша, Евдокия Семёновна, вчера три штуки взяла,(боится нового дефолта). Да, вот смотри-ка, что она для твоего музея дала!
ЛЕОНИД: Медаль «За взятие Шипки»? Откуда она у неё?
АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: От пра-прадеда осталась.
ЛЕОНИД: Значит в нашем районе жил герой Шипки? Теперь-то уж я выпрошу в школе комнату для музея!
АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: Лучше б для себя комнату просил! Так и будешь с Костей в жильцах у меня жить?.. Слушай, а когда он из города вернётся?
ЛЕОНИД: Нина сказала – сегодня. У них сегодня репетиция.
АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: А тётке не сказала! Артистка!
( Уходит.)
ЛЕОНИД: ( рассматривая медаль) Действительно – удивительное рядом! Такому экспонату позавидует любой исторический музей!.. А пока – пока придётся повесить её в комнате рядом с Георгиевским крестом, в разделе «Боевые реликвии».
(Уходит в дом.)
(В калитке появляется КОСТЯ, с двумя огромными чемоданами.)
КОСТЯ: Эй, люди, я вернулся к вам!
ЛЕОНИД: ( из окна) Костя! Вернулся! Вот здорово!
КОСТЯ: Нина дома?
ЛЕОНИД: Опоздал – на работу ушла.
КОСТЯ: Тогда, я к ней , на почту. Только побреюсь.
ЛЕОНИД: Подожди! Ты мне нужен! Тут такие события…
КОСТЯ: Назначили директором школы?
ЛЕОНИД: Да ну тебя!
КОСТЯ: Помещение для музея дали? Наконец-то я вышвырну твои исторические лапти, зипуны и кулацкие обрезы! Ну, говори, что случилось!
ЛЕОНИД: Садись, это длинная история… В прошлую субботу получил я отпускные, дал маме телеграмму в Москву, что выезжаю и пошёл на вокзал за билетом. Стою у кассы и вдруг…
№ 2. РАССКАЗ ЛЕОНИДА.
Как гром среди ясного неба,
Как в знойной степи ручеёк,
Как ранней весной из-под снега
Пробившийся к солнцу цветок,
Как море, что вдруг пред тобою
Открылось громадой своей…
Но только сравненье любое
Померкнет в сравнении с ней…
Всё же есть на белом свете
То, что мы зовём судьбой,
Я ведь мог её не встретить,
Стороной пройти другой.
Потерять в толпе прохожих,
В суете бегущих дней,
Не узнав, что сердце может
Биться в тыщу раз сильней…
Всё же есть на белом свете
Звёздный час судьбы твоей!
2.
КОСТЯ: Лишь в пьесах встречается это,
Где правда и сказка сплелись.
Так встретил Ромео Джульетту,
Елену увидел Парис.
Вот также веронцы и греки
Кололи от счастья дрова,
Наверно и в каменном веке
Такие звучали слова:
ОБА: Всё же есть на белом свете
То, что мы зовём судьбой,
Я ведь мог её не встретить,
Стороной пройти другой.
Потерять в толпе прохожих,
В суете бегущих дней,
Не узнав, что сердце может
Биться в тыщу раз сильней…
Всё же есть на белом свете
Звёздный час судьбы твоей!
КОСТЯ: И, кто же она, твоя Джульетта?
ЛЕОНИД: Подожди, всё по порядку. На чём я остановился?
КОСТЯ: «Стою я кассы и вдруг…»
ЛЕОНИД: И вдруг она – с рюкзаком, и вот с такими глазами! « Извините, говорит, товарищ, вы случайно не местный?» – «Полуместный, – говорю. – Год здесь работаю, учителем». «Значит, знаете, как до гостиницы добраться?»,- «Знаю, – говорю. На автобусе – до кольца».
КОСТЯ: Дальше, дальше что?
ЛЕОНИД: Дальше, я вместо поезда в автобус сел. Она биолог. Точнее – геронтолог.
КОСТЯ: Это что такое?
ЛЕОНИД: Темнота, а ещё культпросветработник! Геронтология – это наука о продлении жизни. Представляешь, придёт время, один укол – и человек живёт на 10, на 20 лет больше!
КОСТЯ: Да хоть на сто, больше всего на свете я боюсь колов.
ЛЕОНИД: Ну и живи до семидесяти! А какой-то ворон будет жить до двухсот, попугай – трёхсот… Неужели тебе не обидно.
КОСТЯ: Конечно, обидно. Уезжал – был нормальный человек, а приехал – попугай! Ну, что ты заладил про эту геронтологию? Что дальше-то было?
ЛЕОНИД: Дальше в гостинице не было мест, её поселили только на следующий день. Она ночевала здесь.
КОСТЯ: С этого бы и начинал! Поздравляю, старик!
ЛЕОНИД: Ты – циник! Я спал в сарае, на дровах!
КОСТЯ: Ну что ж, такой пень, как ты, нашёл достойное общество.
ЛЕОНИД: Замолчи! Как ты мог подумать такое? Она будущий учёный. У них студенческая экспедиция по области, долгожителей ищут. К счастью, Юля попала в наш район. Я отдал ей все списки и фотографии старожилов из нашего музея, она ездит по деревням и изучает их.
КОСТЯ: Значит её зовут Юля?
ЛЕОНИД: Красивое имя, правда?
КОСТЯ: Есть и покрасивей, Нина, например. И это имя скоро будет повторять весь район. Я уже афишу привёз! ( разворачивает афишу) «Степан Разин», инсценировка и постановка зав.клубом К.Селезнёва, в роли персидской княжны – почтовый работник Нина Рябинкина». Не зря в Москву съездил, всё достал! (показывает чемоданы) И костюмы, и бороды, и парики! (напевает) «Мощным взмахом поднимает он красавицу – княжну, и за борт её бросает…»
ЛЕОНИД: Не хочу тебя огорчать, но за бортом можешь оказаться ты. Степан Степанович уже два раза Нину с почты на своём новеньком «Мерседесе» подвозил.
КОСТЯ: Зря бензин тратит.
( В калитку вбегает ЮЛЯ, за плечами у неё рюкзак).
ЮЛЯ: Здравствуйте, Лёня!
ЛЕОНИД: Здравствуйте… Это Юля, а это Костя, мой друг, я вам рассказывал…
КОСТЯ: Ну, как наш район – обогнал Кавказ по долгожителям?
ЮЛЯ: Ваш, к сожалению, нет. Девяносто лет – это предел. А таких можно и в Москве найти. Я прощаться пришла.
ЛЕОНИД: Уезжаете?
ЮЛЯ: Да, в Ефимовский район. Может тем повезёт. Я побежала, а то на автобус опоздаю, следующий только вечером. Спасибо вам за всё! До свидания! ( Убегает).
( Леонид молча опускается на пенёк).
КОСТЯ: Сел пень на колоду! Беги за ней!
ЛЕОНИД: Она не останется, для неё главное – долгожитель.
КОСТЯ: Слушай, а та старушка из Чистых ручьёв? Ей же сто восемь было.
ЛЕОНИД: Уехала в Америку – внуков нянчить… Что же мне делать? Что делать?
КОСТЯ: Ждать, пока сотня стукнет. Может она и проявит к тебе интерес.
( Возвращается ЮЛЯ).
ЮЛЯ: Лёня, у меня же в рюкзаке списки ваших старожилов, чуть не увезла!..
(развязывает рюкзак).
ЛЕОНИД: (Косте) Ну, придумай что-нибудь! Как её задержать?
КОСТЯ: Спасение утопающих, дело рук самих утопающих, как сказал Степан Разил персидской княжне.(Уходит в дом).
ЮЛЯ: Держите – всё в целости и сохранности, и адреса и фотографии.
ЛЕОНИД : А может быть останетесь? Может быть та бабушка вернётся!
ЮЛЯ: Какая бабушка?
ЛЕОНИД: с Америки – я вам рассказывал.
ЮЛЯ: Лёнечка, нас, геронтологов, больше интересует проблема мужского долголетия. Помните, даже «Литературка» писала: «Берегите мужчин!» До свидания.
ЛЕОНИД: Стойте, вспомнил – здесь есть один мужчина. Георгиевский кавалер, ему сто десять…
ЮЛЯ: Сто десять?!
ЛЕОНИД: Да – было бы легче, если бы не умер. Но могила хорошо сохранилась…
ЮЛЯ: Какой вы смешной, Лёня! Я не Чичиков, мёртвые души не собираю. До свидания! (Убегает).
( В калитке сталкивается с седобородым стариком, за плечами у него котомка, в руках – суковатая палка, ноги обутые в лапти. На нём рваный ватник, холщёвые штаны, на голове – старая шляпа. На груди медаль.)
СТАРИК: Скажи, касатка, Селезнёв здесь проживает?
ЮЛЯ: Не знаю.
СТАРИК: Кинстинтин.
ЮЛЯ: А ! Здесь .
СТАРИК: Проводи старика.
ЮЛЯ: (показывает на Леонида) Он проводит. Я спешу, дедушка, извините.