Навигация: Начало > Соглядатай

Соглядатай

СОГЛЯДАТАЙ

© Морис Панич 1995

Перевод с английского Павла Руднева

© Morris Panych. Vigil / Canada
Действующие лица:

Грэйс
Кэмп

Действие первое

Сцена первая

Темнота. Звонок в дверь. Музыка. Свет выхватывает из темноты тикающие каминные часы. Освещается верхняя комнатка старинного дома с явными признаками упадка. В открытую зрителю верхнюю комнатку снизу ведет лестница. Сонная Грэйс сидит на кровати и смотрит на Кэмпа. Кэмп топчется у входной двери внизу, неуверенно перекладывая из одной руки в другую чемодан. Неловкая длинная пауза. Кэмп суетливо оглядывается по сторонам. ******************************************

Кэмп. Ну. Вот. (Ставит чемодан на пол.) Нет, ну, я, конечно, и предположить не мог, что ты мне обрадуешься. Разве мне может хоть кто-нибудь на свете обрадоваться?

Грэйс бросает в него расческу. Пауза. Музыка. Затемнение.

Сцена вторая

Герои остались на своих местах. Кэмп стоит около чемодана, Грэйс в постели. Музыка резко обрывается.

Кэмп. Я получил твое письмо. Я не знал, как поступить. Там были вещи, которые я понять не в состоянии. Когда ты пишешь «я стара и умираю», это очень похоже на «от страсти замираю», если произнести очень быстро. Извини, длинные письма я читаю по диагонали. (пауза) Я ведь даже не знал, жива ты или нет. И я бросил все. Примчался к тебе на поезде через тысячи километров. Прискакал к тебе моментально, как только смог. Поймал такси на станции. Кинул чемодан в багажник и умолял мчаться поскорее. (пауза) Я так… спешил. Это же было так давно. Так… давно. Ты, моя радость… хорошо выглядишь. В письме ты не преувеличила. Нет. А я… ну что я. Не так уж сильно я и изменился с той поры. Вот тут только кожа немного свисает, ну и на руках тоже… А так… Нет, я не сильно изменился. (пауза) Уж извини.

Грэйс заползает под одеяло и натягивает его на голову. Затемнение.

Сцена третья

Некоторое время спустя. Кэмп сидит на чемодане рядом с Грэйс. Она все еще под одеялом.

Кэмп. Только давай сейчас ни о чем тяжелом не будем говорить. Хорошо? (пауза) Скажи, ты хочешь, чтобы тебя кремировали?

Грэйс на секунду высовывает голову из-под одеяла. Затемнение.

Сцена четвертая

День. Кэмп сидит у окна, смотрит, как идет дождь. Грэйс сидит на кровати, смотрит строго перед собой. Кэмп оборачивается и смотрит на Грэйс, затем на свои часы на руке. Снова на Грэйс. Смотрит в окно.

Кэмп. Через улицу в точно таком же доме, как наш, сидит женщина у окна. Она смотрит на меня уже три часа подряд. Неужели у людей нет более приятных занятий? Ах, ну да, все правильно. Теперь я знаю. Конечно же, у них нет. (Отходит от окна, смотрит на часы.) Мы здесь уже трое суток. У моих брюк уже такой вид, как будто их вообще никогда не гладили. И в чем, по твоей милости, я должен ходить?

Затемнение.
Сцена пятая

Ночь. Дождь еще хлеще. Кэмп сидит на чемодане, дремлет. Грэйс наблюдает за ним. Стараясь не шуметь, встает с кровати и, помогая себе тростью, идет по направлению к нему. Тычет в Кэмпа тростью, словно бы проверяя, жив он или мертв. Кэмп вздрагивает и просыпается. Смотрит на Грэйс, потом на свои часы, потом снова на нее. Грэйс поспешно возвращается в постель. Свет медленно гаснет.

Сцена шестая

Грэйс стоит у двери в свою комнату. Услышав шаги Кэмпа, срывается с места и поспешно запрыгивает в кровать. Кэмп входит в комнату, у него в руках поднос с едой.

Кэмп. Мы должны поговорить о твоих органах. (Готовит для нее трапезу, режет на кусочки, разливает и проч. Грэйс наблюдает за его руками.) Уверен, тебе будет лстить, если ты их решишь завещать науке. А если нет, то я отказываюсь тебя понимать. Хорошо. Даю тебе время обдумать все как следует. Но только недолго. Пока ты не подпишешь все необходимые бумаги, они не имеют права трогать твой труп. Разберут тебя на детальки, как автомобиль на свалке. Это не надо солить. Сперва попробуй, потом соли. Ты меня раздражаешь. (Забирает соль у Грэйс.) Здесь тебе не ресторан. И не надо на меня так смотреть. Ну, хорошо, ладно, все-таки мы не виделись целых тридцать лет! Я был очень занят все эти годы. (Солит ее блюдо сам. Обильно и с остервенением.) Вот! На тебе! Вот сколько соли! Ешь! Довольна? (далее совершенно беззлобно) Ну почему ты меня так ненавидишь? Я же племянник твой, господи ты боже! Разве я прошу многого? Ну, пожалуйста, скажи мне. Притворись хорошей. (Бросается в плач, тут же резко обрывает истерику и моментально возвращается к нормальному состоянию.) Прости. Прости. Чем дольше ты живешь – и я сейчас не имею в виду, что тебе пора бы же умереть… Понимаешь… Чем глубже ты меня узнаёшь, тем хуже я становлюсь. (пауза) Ну ладно. Хорошо. Ты не обязана меня любить. (Кэмп накалывает стейк на вилку и подает ей.) Лучше полюби мою кухню. Тебе с кровью? Или прожаренный?

Грэйс отворачивается от вилки. Затемнение.

Сцена седьмая

Чуть позже. Кэмп, вооружившись перьевой метелочкой для сбора пыли и подвязав платок на нижнюю часть лица на подобие защитной маски, прибирается в комнате. Грэйс за ним наблюдает.

Кэмп. Ну хватит. Я у тебя тут сейчас инвентаризацию буду проводить. Все равно нам все придется спустить с молотка. Не думаю, что мы с этого хоть что-нибудь выручим, но расходы на твое погребение это должно покрыть. Думаю, что ты даже не догадываешься, в какую сумму теперь обходятся похороны с кремацией. Тебе что-то не нравится? Плохо выгляжу? Да, пришлось это нацепить. У меня аллергия на пыль. С тех пор, как я сюда заявился, у тебя такой вид, будто я на твоих глазах совершаю какое-нибудь злодеяние. Ты меня этим взглядом обижаешь, между прочим. Я, конечно, понимаю, что я не подарок, но все-таки я – единственное родное существо, которое у тебя осталось. Я имею право хотеть, чтобы ты это ценила, а не глядела на меня целый день подозрительно, с неудовольствием. Вот, смотри. (Показывает документ.) Здесь нужна твоя подпись. Находясь в здравом уме и твердой памяти, ты завещаешь мне все.

Затемнение.

Сцена восьмая

Грэйс одна на сцене. Она живо интересуется содержимым чемодана Кэмпа. Он пуст. Услышав шаги Кэмпа, закрывает чемодан и прыгает обратно в постель. Входит Кэмп, передает Грэйс поднос с едой. Останавливается. Смотрит на чемодан. Затем на Грэйс.

Кэмп. Я говорил сегодня с директором похоронной конторы. Ты ведь не против, если музыка будет идти в записи? Думаю, нет. Я, конечно, не хочу ставить тебя перед фактом, но, если разобраться без прикрас, то ты будешь там единственной, кто ее не услышит. Я выберу что-нибудь приятное для тебя, на свое усмотрение. Не волнуйся. А так это все ужасно печально. (Пауза. Кэмп начинает рыдать.) Прости. Прости. Вот теперь ты видишь, как я переволнуюсь, когда услышу недобрую весть, в ожидании которой мы все живем. Дорогая моя. (Приходит в себя. Достает рулетку и обмеряет тело Грэйс, пока она поглощает пищу.) У меня родилась славная идея по поводу праха. Я смешаю твой пепел с землей и лепестками амариллиса. Хочешь? (Грэйс отворачивается.) Что с тобой? По-моему, затея очаровательная. (Забирает у нее поднос.) Ну хватит, я вижу, ты сыта. (Пауза. Они смотрят друг на друга.) А то в гроб не поместишься.

Затемнение.

Сцена девятая

Кэмп смотрит в окно. Грэйс сидит в постели, вяжет.

Кэмп. Нет, ну вы только посмотрите на нее. Все еще сидит там. Интересно, кто у нее таксидермист? (пауза) Бог ты мой, и ведь уже весна на улице. (Смотрит ниже, во двор.) Ты взгляни на беднягу. Еле тащится через эту слякоть. (Смотрит, улыбается, затем поворачивается к Грэйс.) Весна. (пауза) Когда я был маленьким мальчиком, я обожал это время года. Весной тебя уже никто не заставит кататься на коньках. Ты и вообразить себе не можешь, что это был за кошмар. Коньки были такие белые-белые, на шнуровке. И белая маленькая муфточка. Я так страдал, ты не представляешь. И не потому, что в коньках был похож на девочку. А потому что я на самом деле не был ею! И я не мог это объяснить родителям. Разумеется, на этих коньках я не ездил. Так, скользил как кошка на льду. Как Бэмби. Или стоял в сторонке, припорошенный снегом, наблюдая за тем, как добрые родители подталкивали свои драгоценные чада на лед. И мечтал о том, когда же все это дерьмо расстает. Я ненавидел зиму. Конечно, совсем иначе, чем ненавижу ее сейчас. Я не знаю, правда, за что я ненавижу ее сегодня. Очевидно, за ее определенность, за ее брутальность. Не за морозы, нет. Я люблю, когда холодно. Нет, не то говорю. Когда холодно, люди жмутся друг к другу. Они выживают за счет этой отвратительной коллективной теплоты. Если посмотреть на город в зимнее время, можно увидеть, как он дышит. Как зверь в спячке. Лежит, спит, думает о весне и скрипит зубами. (Пауза. Моментальная смена настроения.) Да, кстати. А что мы сделаем с твоими золотыми коронками?

Затемнение.

Сцена десятая

Ночь. Кэмп уснул в кресле. Грэйс наблюдает за ним. Вяжет в слабом луче света, пробивающемся из окна. Останавливается. Присматривается к Кэмпу более пристально. Очень осторожно откладывает вязанье и медленно вылезает из кровати. На цыпочках идет мимо Кэмпа к шкафу. Достает оттуда покрывало. Подходит к Кэмпу и накрывает его с головой, как неиспользуемую мебель. Затем возвращается в постель и продолжает вязанье. Кэмп выглядывает из-под покрывала. Изумленно качает головой. Натягивает его как одеяло по самую шейку. Засыпает. Медленно гаснет свет.

Сцена одиннадцатая

Кэмп стоит перед кроватью Грэйс, в его руках незажженная свеча и спички. Грэйс смотрит на него, вяжет.

Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS
Подобные пьесы:
  • Не спрашивай, Юленька!
  • Феминистки
  • Новые кросовки
  • Между…