Две сестры
Ю. ШЕФЕР
ДВЕ СЕСТРЫ
пьеса в 2-х действиях
МОСКВА, 2005
ДВЕ СЕСТРЫ
пьеса в 2-х действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Л ю д м и л а, домохозяйка, 38 лет.
А н а т о л и й, ее муж, полковник МИДа, 37 лет.
И р и н а, ее кузина, консультант Верховного Суда, 35 лет.
М а к с и м, муж Ирины, безработный кинооператор, 36 лет.
Т а т ь я н а, золовка Людмилы, домработница, 30 лет.
П о л и н а А л е к с а н д р о в н а, тетка Людмилы, 77 лет.
К л а в д и я С т е п а н о в н а, свояченица Людмилы, 65 лет.
Д е т и:
Л ю д м и л ы: 1-й м а л ь ч и к, 14 лет;
2-й м а л ь ч и к, бледнолицый, 12 лет.
И р и н ы: м а л ь ч и к, 10 лет;
д е в о ч к а, 9 лет.
Т а т ь я н ы: д е в о ч к а, 11 лет.
Г е н е р а л, начальник Анатолия в МИДе, 57 лет.
К р а с н о л и ц ы й, сослуживец Анатолия, 40 лет.
Т у м а м б а, негр, работник консульства Бенина, 39 лет.
Е г о ж е н а, негритянка, 30 лет.
«С п е ц н а з о в е ц», соседка Людмилы, 38 лет.
С в и д е т е л и н а с у д е:
Н и к о л а й И в а н о в и ч, 66 лет.
Н и н а И в а н о в н а., 66 лет.
А н а с т а с и я А р т у р о в н а, 87 лет.
Т а м а р а, ее дочь, 48 лет.
С у д ь я подмосковного городского суда, 36 лет.
С е к р е т а р ь с у д а, девушка 24-х лет.
******************************************
Действие происходит в наши дни в Москве и Московской области.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Коридор в московской квартире. Высокие потолки сталинских построек с лепными карнизами и дубовые, паркетные полы. Стены отделаны «под кирпич» деревянными дощечками различных оттенков. Коридор скупо освещается кустарной деревянной люстрой и таким же деревянным бра над зеркалом.
У зеркала стоит Ирина и старательно наводит макияж. К ней подходит Максим, одетый по-походному: в выцветших от времени штанах и ветровке из палаточной ткани защитного цвета.
М а к с и м. Ты, прямо, как в Большой театр собираешься…
И р и н а. Ты хочешь, чтобы я выглядела замухрышкой? Не дождешься!
М а к с и м. Да, мне-то что? Пожалуйста, мажься, сколько твоей душе будет угодно… Ты только мне скажи: я уже могу спускаться?
И р и н а (подтрунивает). По-моему, ты уже давно спустился… с небес… (по ухоженному лицу Ирины видно, что ей нравится, когда Максим начинает проявлять свой темперамент).
М а к с и м (наступает). Я тебе серьезно говорю! Я устал каждый раз, когда мы с тобой куда-нибудь едем, по часу сидеть в машине и ждать, ждать, ждать… пока ваша прискорбная личность не появится из-за угла!
И р и н а (подогревает наступление). А почему это моя личность «прискорбная»? (увлеченно устраняя с помощью тонального крема красное пятнышко на шее). И почему «из-за угла»? Ты проедь чуть-чуть вперед, и я появлюсь не из-за угла…
М а к с и м. Ну, спасибо! Ты хочешь, чтобы на меня что-нибудь сбросили сверху или упал какой-нибудь кусок штукатурки?! Понятно! Тебе-то что… Машина для тебя ничто, тебе на нее наплевать… Хотя кататься на ней ты оч-чень обожаешь!..
И р и н а (невозмутимо). Я и тебя обожаю…
М а к с и м (вспылив). Ну, знаешь, я могу вообще никуда не поехать! (Начинает расстегивать ветровку.)
И р и н а (как ни в чем ни бывало). Ну, вот, я уже готова! А ты еще мотор не разогрел, хотя сам, похоже, давно перегрелся… Это нечестно по отношению к машине. Я вышла!
М а к с и м (рассвирипев). Ты что, издеваешься, что ли?! Я тебя сколько раз просил, чтобы ты мне сообщала о своем выходе за десять минут до того, как ты выйдешь!..
И р и н а. Какие мужчины, все-таки, дураки… Столько прожить на свете и все зря…
Мужчина настораживается, потом резко нагибается, хватает с полу два пакета и нарочито прямо делает шаг к выходу. Женщина, отпрянув, прижимается к стене.
М а к с и м (хватает с полу два пакета). Остальное возьмешь сама! (Скрывается за дверью.)
И р и н а. Ненормальный… (Щелкает выключателем и выходит.)
Затемнение.
КАРТИНА ВТОРАЯ.
Салон отечественного автомобиля. За рулем - Максим, рядом - Ирина. Слышен шум проносящихся мимо машин.
И р и н а (смотрит на часы). И долго ты намереваешься тащиться со скоростью… (Заглядывает в окошечко спидометра.) сто километров в час? Нас - постоянно обгоняют, а мы - только одного… старого «запорожца»…
М а к с и м (молчит).
И р и н а - Ну, прибавь, прибавь газку-то, - опаздываем ведь… Осталось полчаса, а еще сколько ехать…
М а к с и м (равнодушно). Обойдешься… Надо сначала отремонтировать тачку, как следует, а потом уже гонять… Ты что хочешь, чтобы у нас «шаровая» выскочила?
И р и н а (скрывая растерянность). С какой стати-то? То не выскакивала никогда, а то вдруг выскочит? Типун тебе на язык! У тебя же двое детей! Как ты можешь так говорить?!
М а к с и м. Ладно, ладно… Не к министру же, в конце концов, на прием едем… Ну и опоздаем… Лучше доехать на полчаса позже, чем вообще не доехать… Меньше надо было у зеркала светиться…
И р и н а. «Светится» - незнакомая звезда, а я, между прочим, приводила себя в порядок…(Она снимает с ушей клипсы и кладет их на торпедо. Машина слегка вздрагивает от трещины на асфальте, - клипсы падают на коврик. Ирина наклоняется, подбирает клипсы и кладет их на то же место. Они опять падают.) Ты что, нарочно ямы собираешь? Посмотри, какая ровная дорога!
М а к с и м (устало). Я тебе сколько раз говорил: не клади ничего на торпедо, - у нас же не «девятка»… Клади вот на эту полочку, на коробке передач, здесь не упадет…
И р и н а. Я туда класть не могу, - я их забываю…
М а к с и м. Клади, куда хочешь… К себе заезжать не будем?
И р и н а. Ты что! Мы и так опаздываем!
М а к с и м. Да, я имел в виду, на обратном пути…
И р и н а. Зачем нам такие крюки делать? В следующие выходные к себе поедем… Ты уж там не напивайся, а то мне перед новоиспеченными родственниками краснеть не хочется…
М а к с и м (горячо). Когда я напивался-то, ты что?! Просто, я очень уставший человек… и водка на меня действует, как снотворное…
И р и н а. Конечно, если выпить столько снотворного… Учти, что мы оставаться на ночь не будем… Дети у мамы пробудут только до вечера… Поэтому выпей сразу, как следует, а потом, часика через два-три, выпьешь кофе и таблеточку «антиполицая»…
М а к с и м (вздыхает). Когда ты на права сдашь?..
И р и н а. (после паузы). А, вот, и Сидорово!
М а к с и м (подаваясь вперед). Ну, и куда тут?
И р и н а (поднимая клипсы с коврика). Погоди, не торопись… я сама тут не была уж лет двадцать… (Слышны автомобильные сигналы.)
М а к с и м (оглядываясь). Да, ладно, сигналить-то… Притормозить уже нельзя… Сейчас, сейчас…(Крутит руль вправо.)
И р и н а (устремив взгляд вперед). Вон, там, возле колодца, останови… Дом тети Поли должен быть напротив…
М а к с и м (отпустив руль) Что, здесь машину бросать, что ли? Ее же через двадцать минут просто сметут, - смотри, какое движение…
И р и н а (радостно). Вот он дом! Я его узнала! Видишь, в глубине, напротив, голубого цвета?…
М а к с и м (язвительно). Был когда-то…
И р и н а. Неважно! Я сейчас пойду одна… А когда откроют ворота, ты въедешь…
М а к с и м. Легко сказать… При таком потоке пересечь дорогу? Ой-йё-йёй! Тем более, здесь «сплошная осевая», - прав не будешь…
И р и н а (выходит из машины). Ладно, я пошла…
КАРТИНА ТРЕТЬЯ.
Явление первое.
Палисадник перед деревенским домом с цветочной клумбой и кустами смородины. Давно не ремонтированный дом отчасти скрывают старые яблони. Напротив крыльца высится красавица-береза.
На дорожке, ведущей к дому, стоят, обнявшись, Ирина и Людмила.
И р и н а (сквозь слезы). Здравствуй, сестричка…
Л ю д м и л а (всхлипывая). Здравствуй, Ира…
Подходит Максим с пакетами в руках.
И р и н а. Вот, познакомьтесь: это - моя сестра Люся, а это - мой муж Максим.
Людмила протягивает руку Максиму, тот аккуратно пожимает ее.
М а к с и м (галантно). Очень приятно познакомиться!
Л ю д м и л а. Нам - тоже… Ира, пойдемте! Мы там, за домом, решили стол поставить, под яблонькой, - шуму поменьше, да и пыли… Вы нормально доехали? Что-то нам показалось, вы где-то заплутали…
Все трое идут за дом.
Явление второе.
С тыльной стороны дома, в тени высокой старой яблони с побеленным стволом, стоят два приставленных друг к другу стола (один - круглый, другой - квадратный), накрытых одной бежевой скатертью.
На скамейке у стола сидит Полина Александровна, оперев ссохшиеся ладони на аллюминиевую трость.
На столах расставлены: посуда, рюмки, бокалы, салаты, хлеб, бутылки с вином и водкой, банки с пивом, консервы и пр. Вокруг стола суетятся Татьяна и Клавдия.
Неподалеку от стола горит костер, возле которого крутятся дети и высокий мужчина с короткой бородой, Анатолий. Они пытаются сложить из кирпича две стенки по обеим сторонам огня.
Из-за угла дома появляются Людмила в обнимку с Ириной, а за ними - Максим с пакетами.