Анатолий Шварц «Поэт и куртизанка»
******************************************
Д Е Й С Т В У Ю Щ Е Л И Ц А :
МУЖЧИНА (Пьер ВЕРДАН)
ЖЕНЩИНА (ЭЛЕОНОРА)
КРИСТИНА
НАТАЛИ
ФИЛИПП
АЛЕКСАНДР
ДЕЙСТВИЕ I
Сыро. Поздний вечер. Пустынная набережная.
По реке проходят ярко освещённые прогулочные пароходы, на которых звучит музыка.
Пустая лавочка. Напротив неё, спустившись к реке, стоит пьяный мужчина, в руках у него полупустая большая бутылка спиртного. Пьет.
МУЖЧИНА (смотрит вверх): Звёздочки, вы где? А, маленькие потаскушки, спрятались. Боитесь, что я вас всех… пересчитаю. И правильно боитесь. Пе-ре-счи-таю. Всех. Никому не спрятаться. (Пьёт, затем смотрит на свою руку). Капля капнула. Откуда она? (Снова смотрит вверх). Я не заказывал! (Кричит): Гарсон! Уберите назад заказ. Я не плачу за то, что не заказывал. О, снова капля! (Вздыхает):
Чистая капля, зеркальная капля,
Капает капля на пол.
Скатерть льняная, как поля рубаха,
Брошена в спешке на стол.
Пухлые губы, как алые маки,
Отданы в долг за глаза.
Песня уставшего горе-гуляки
Словно слеза-бирюза.
Стану под дверью, руки, как плети,
Сами собою висят,
И к улучшенью движения нету,
Вновь отступаю назад.
Свечки огарок, шипя, догорает,
От серебра – гулкий звон.
И бытие беглеца возвращает
В жизни дешёвый притон.
(Откашливается). Моросит. Но не морозит. Значит, ещё не все усилия тщетны. (Пытается закурить, не получается. Зажигалка не работает. Все усилия тщетны.
Замечает двух спешащих по набережной девушек. Девушкам): Мадмазели! Месье желает закурить!
КРИСТИНА. Мужчина, желайте дальше. (Подруге). Все клеятся и клеятся, как они уже все надоели!
НАТАЛИ (дерзко, мужчине). Если желаете получить, то пожалуйста. Подставляйте вашу физиономию. И получайте!
КРИСТИНА (зло). Ну, что, месье, желаете получить? Или думаете, женщина не может этого делать?
МУЖЧИНА: Ну, что вы! Женщины сейчас всё могут. Я думаю, все могут: и по физиономии, и под дых, и ниже пояса. Да здравствует эмансипация! (Перекривляет, как бы смеясь над собой). «Да, да, по физе, месье, изволите?» (декламирует).
Не избегал я в жизни драк,
Хоть мне кричали ненароком:
Куда же лезешь ты, сопляк?
Получишь взбучку ты уроком.
Я младшим в драках был любых,
Не шли на пользу мне уроки.
И, чтобы не пугать родных,
Отмачивал кровоподтёки.
НАТАЛИ (подруге). Да, оставь ты его, не видишь – он сумасшедший, да, к тому же, пьян.
КРИСТИНА. А ты знаешь, по-моему он душечка.
НАТАЛИ. Бомж он, бомжатник. (Кричит мужчине): Бомжатник! (Тянет за собой подругу): Пошли скорей, нас ждут!
Уходят
МУЖЧИНА (вдогонку). Куда же вы, прекрасные газели? Сейчас придёт Сезанн и вас запечатлит на века. Вот только бы мольберт не забыл дома. (Декламирует).
Бомжей осталось в целом мире,
Пожалуй, (загибает пальцы, считая) три или четыре:
Луна, что светит за спиной,
И ветер, друг-приятель мой.
И носит хоть меня земля,
Средь них, конечно, бомж и я!
Женский голос за кулисами, зовет: «Пикси! Пикси!»
МУЖЧИНА. Ну, это уж, слава богу, зовут не меня. (Садится на лавочку).
Появляется незнакомая женщина. Она кого-то ищет.
ЖЕНЩИНА. Пикси! Пикси! Пикси-и-и-и!
МУЖЧИНА (женщине). Послушайте, мадам, нельзя ли потише? (Показывает ей на бутылку). Вы нарушаете моё кровообращание.
ЖЕНЩИНА (смотрит на него презрительно. Затем отворачивается. Продолжает звать, но уже тише). Пикси! Пикси!
МУЖЧИНА. Пьяный мужчина хуже дьявола. (Продолжает пить).
ЖЕНЩИНА (неожиданно обращается к мужчине). Вы случайно не видели Пикси?
МУЖЧИНА (прекратив пить, удивлённо). Пикси? Вашего Пикси-и-и? (Серьёзно). Нет, не видел.
ЖЕНЩИНА (брезгливо). Конечно, вы-то и бутылку свою, наверное, не видите!
МУЖЧИНА. Конечно, не вижу, но попадаю, как каждый мужчина попадает везде и всегда куда следует. (Пьёт).
ЖЕНЩИНА. (с отвращением). О, боже мой!
МУЖЧИНА (декламирует).
О, боже мой, к чему страдать,
Когда всего и так немного?
И, может, завтра у порога
Гроб будет с кисточками ждать!
ЖЕНЩИНА. Гробокопатель?
МУЖЧИНА. Не-а.
ЖЕНЩИНА. Мастер похоронных дел?
МУЖЧИНА. Ну, что вы, разве я похож на состоятельного человека?
ЖЕНЩИНА (достает из кармана куртки очки и смотрит через один окуляр, как через лупу, на мужчину). Если пристально приглядеться – не очень. (Прячет очки). Значит, сводник.
МУЖЧИНА (удивлённо). Но почему? (Отвечая сам себе). Хотя скажу, вы правильно подметили, точно – сводник. Свожу концы с концами, вернее, еле-еле свожу концы с концами.
ЖЕНЩИНА: И как всегда…
МУЖЧИНА (перебивает её). И, как всегда, неумело.
Смеются.
ЖЕНЩИНА: Что тебе надо от меня?
МУЖЧИНА (удивлённо). Мне?!
ЖЕНЩИНА: Да, тебе!
МУЖЧИНА (понятливо). А-а! (Достаёт полупустую пачку сигарет): Огня?
ЖЕНЩИНА: Не дам! Город подожжёшь.
МУЖЧИНА: А вы мне нравитесь, чёрт возьми! Давайте знакомиться!
Молчание
МУЖЧИНА: Хотите выпить?
Женщина смотрит на него презрительно.
МУЖЧИНА: Ну, зачем кричать? Раз не хотите, так и не надо! А я себе не откажу. (Делает приличный глоток). А вы кто по профессии? (задумчиво): Наверное…
ЖЕНЩИНА (перебивает): Не угадали.
МУЖЧИНА: Тогда…
ЖЕНЩИНА: Снова мимо.
МУЖЧИНА: Значит, вы – подружка Пикси!
ЖЕНЩИНА: А вы не совсем…
МУЖЧИНА: Глупый?
ЖЕНЩИНА: Пьяный.
Она подходит к мужчине, достаёт свою зажигалку. Закурив, оба идут и садятся на скамейку.
МУЖЧИНА: И всё-таки, если не секрет, сколько же лет…?
Женщина смотрит на него холодным взглядом.
МУЖЧИНА (как-бы понимая её взгляд): Пикси. Я имел в виду Пикси. Женщине всегда семнадцать. Ну, а вам, исходя из сегодняшних обстоятельств, не больше двадцати пяти.
ЖЕНЩИНА (снисходительно улыбаясь): Спасибо за своевременный комплимент. Двадцать пять лет мне было…, (задумываясь): этак, двадцать пять лет назад.
МУЖЧИНА: А вы, к тому же, лгунья.
ЖЕНЩИНА: Да, и этим горжусь!
МУЖЧИНА: Но, если всё-таки не секрет, сколько лет … Пикси?
ЖЕНЩИНА: Вас послушать, создаётся впечатление, что кроме возраста вас ничего не интересует. Вы что, решили меня сосватать?
МУЖЧИНА: Удивительно – о чём бы не начинал мужчина говорить с женщиной, обязательно это кончается свадьбой. Вы что – одинокая?
ЖЕНЩИНА: Да. (Поправляясь): То есть, нет!!
МУЖЧИНА: А, Пикси?
ЖЕНЩИНА (сбивчиво): Ну, это… Так, понимаете…
МУЖЧИНА (помогая ей): Ясно. Небось, старичок. Этакий горе-проказник, мальчик преклонного возраста.
ЖЕНЩИНА: Всё вы врете! Вы – лгун! В моих руках время останавливается.
Мужчина смотрит на её руки. Женщина, заметив взгляд, прячет руки в карманы.
ЖЕНЩИНА: Не смотрите на меня так!
МУЖЧИНА: Как?
ЖЕНЩИНА: Так! Я вам запрещаю!
МУЖЧИНА: Подумаешь, и не надо. И не буду. (переходя на старую тему, поучительно): Мужчин преклонного возраста отпускать одних на исходе дня – опасно.(Декламирует):
Как вампиры, сердца женщин
На охоту вылетают.
В вязком мраке поджидают:
Ночью ужин им обещан.
И безропотно, как дети:
Ах, мужчины! Ух, мужчины!
Сами лезете вы в сети,
Приближая час кончины.
И уже не рад стократ,
В одиночество б вернуться,
Беззаботно чтоб проснуться,
Но дороги нет назад!
ЖЕНЩИНА (с удивлением): Откуда вы знаете эти стихи?
МУЖЧИНА: М-м-м-, вопрос.
ЖЕНЩИНА: Они мне кажутся очень знакомыми.
МУЖЧИНА (в затруднениии): Ну, по всей видимости… (Уверенно): Вспомнил! Учил в школе, обязательная программа.
ЖЕНЩИНА: Лгун. Я была первой ученицей в классе, так что обязательную программу помню. Хорошо! Лгун! Но всё равно, стихи мне почему-то знакомы. (Как бы очнувшись): Вы знаете стихи! Вы – и стихи?!
МУЖЧИНА (смущенно): Это маленькое недоразумение. Я никогда их не знал. В школе я был последним, вернее даже, тем, кто за ним. Но вот сейчас почему-то они сами откуда-то взялись. Я здесь ни при чём! (Оправдываясь): Честное слово, ни при чем!
ЖЕНЩИНА (не слушая его): Вас интересует поэзия? Прочтите ещё что-нибудь!
МУЖЧИНА: Но я почти неграмотен. Я же говорил: в школе…
ЖЕНЩИНА: Читайте!
МУЖЧИНА (продолжает свою мысль): … в школе… я забыл даже алфавит: А, Б, Д , Е …, а что дальше, спросите меня, я просто не помню.
ЖЕНЩИНА (приказывает): Читайте!
МУЖЧИНА: Давайте, я вам лучше станцую! (Вскакивает, начинает отбивать чечётку):
В этом деле надо чётко
Разобраться без прикрас,
Бесшабашная чечётка
Выбивается для вас.
Замирают инструменты,
Ритм бормочет старый бас.
Шум, восторг, аплодисменты –
Выбиваются для вас!
Чтоб любви момент прошедший
От сомненья не угас,
Сердца бег мой сумасшедший
Выбивается для вас.
Ни на что не претендую,
Грусть – долой, веселью – час!
Завтра, может быть, умру я,
Рассмешив сегодня вас.
ЖЕНЩИНА: Не плохо, совсем не плохо! А что ещё вы можете?
МУЖЧИНА: В смысле?
ЖЕНЩИНА: Ну, что ещё?
МУЖЧИНА (понимающе кивает):
А что ещё тебе сказать,
Когда и так я глуп тобой?
И что люблю тебя, я скрою,
Но след твой буду целовать.
ЖЕНЩИНА: Удивительно… Еще!
МУЖЧИНА:(пытается сочинить экспромт):
Удивительно, что мы не встретились с тобою раньше?…
Зачем разбежались наши дороги?…
(Вздыхая). Не получается. Всё! На нет и судьбы нет!
ЖЕНЩИНА: Я вам сочувствую. Жить стихами – значит, жить вчерашним днём. Сегодня нужны совсем другие ориентиры. Но зато, как романтично! Вы живёте поэзией?
МУЖЧИНА: Нет, живу я прозой, тяжёлой прозой. То есть живу я сегодняшним днём, правда, думаю – вчерашним. Это уж точно.
ЖЕНЩИНА: Значит, вы – неудачник.
МУЖЧИНА: Да, наверное, да. И поэтому заслуживаю вашей жалости.
ЖЕНЩИНА: Почему?
МУЖЧИНА: Неудачников не любят, неудачников – жалеют.
ЖЕНЩИНА: Сама любовь без жалости ничего не стоит.
МУЖЧИНА: Конечно, ничего не стоит, но и не красит её. (Вздыхает): Когда одного умника сжигали на костре, единственное, что он сказал, так это то, что Земля вертится. «Когда?» – спросил его один из инквизиторов, – «Сегодня», – ответил он. -«А завтра?» – «Завтра?» -удивился умник. – «Об этом знает только Бог». – «Бог и пожалеет», – подытожил инквизитор.
ЖЕНЩИНА: Печально. (Смотрит на часы): Ой, как поздно! Мне надо идти. (Встаёт).
МУЖЧИНА: Идите!
Женщина кладёт руку на его плечо.
МУЖЧИНА: Мадам!
ЖЕНЩИНА (в тон): Месье! (Уходя, зовёт: «Пикси! Пикси!»)
ДЕЙСТВИЕ II