Начальник лифта
этом казаться слабой. Но – только казаться… Главное – знать, что тебе нужно. Тогда слабость становится силой. (Большая пауза.) Важен результат. И пусть никто не знает, какими усилиями он достигается… Есть разные модели женского поведения: играют роли, примеряют ситуации, как платья. Я – пас! Я вне игры… Наверное, это непра-вильно. Но это мое. Мне грустно – плачу, мне весело - смеюсь. Да – да, нет – нет. Ловлю себя на мысли, что поступаю не так: здесь нужно мягче, там – тоньше, а где-то еще и притвориться, чтобы вдруг не разбить что-то очень важное. Но степень важности не всегда осозна-ется. И вскоре приходится склеивать то, что часто не подлежит восстановлению. Ведь трудно найти человека, которому дейст-вительно нравится искренность. Чтобы принимал тебя… в естест-венном виде. (Пауза.) Мужчина и женщина – разные, такие разные планеты. Женщина живет будущим, старается упорядочить жизнь, разумно ее устроить… Мужчине же важен сам процесс. Он живет се-годняшним днем. Если завтра будет плохо, то это будет – завтра… А еще, по сути своей, он – добытчик. Охотиться за тем, что не хочет быть пойманным. (Небольшая пауза.) В этом ему действительно комфортно. Он действенен и свободен. Есть ускользающая цель, которую непременно нужно достичь. Как только охота закан-чивается, пропадает интерес. И здесь важно найти золотую сере-дину… Ведь человеческие отношения – это не бизнес: принял поражение, учел ошибки – идешь дальше. Здесь все иначе… Так и я говорю себе: судьба нечасто дает второй шанс. (Пауза.) Я очень бо-юсь людской зависти. Поэтому стараюсь не выпячиваться. Не выставляю наружу ни проблемы, ни достижения. Пусть будет плохо или хорошо, но пусть об этом меньше знают… У меня нет подруг – не потому, что я скрытная. Наоборот. Мне хочется раскрыть себя людям – натура такая. Но… жизнь научила быть осторожной. Не хочу, чтобы моя откровенность оборачивалась против меня же самой. Чтобы завтра мои слова истолковывались иначе… Не хочу тратить силы на доказательства. (Большая пауза.) Я чувствую людей. Могу, конечно, и ошибиться. Но чаще – угадываю. Если тебя что-то настораживает, не думай, что это тебе кажется. Рано или поздно оно явится по пол-ной программе. Поэтому лучше подстраховаться заранее… Впрочем, легче сказать, чем сделать. Глупо создавать собирательный образ че-ловека, который желанен. Скорее всего, внутри нас существует некий камертон, помогающий оценить чистоту звука. И не всегда этот камертон – влюбленность. Но для женщины сие состояние, как глоток воздуха. Глаза горят, дурнушки становятся красавицами… А если вдруг все замирает – наступает паника! Начинается поиск выхода, звучат ответы на неразрешимые вопросы… И вот тогда нужна волна чувств и эмоций… что-то свежее, что позволит по-новому посмотреть на себя и на того человека, который рядом. (Пауза.) Я верю в любовь с первого взгляда, когда возникает первый импульс: это – мое… Потом все происходит по нарастающей: сильнее, импульсивнее. (Небольшая пауза.) Приходится что-то ломать в себе, исправлять… И если у тебя появляется желание меняться самой - значит жизнь продолжается! Так же? (Уж явно сама себе.) Ведь так?..
Мымриков. Вот, значит, ты какая… (Разумеется, “прослушка” молоденькой девушки ему желанна более прочих, хотя подобное безадресное излияние в итоге любому заморочит голову).
Валентина (увлеченно, “на автомате”, продолжая). Затем у меня появилась новая страсть – драгоценные камни. Целыми днями я могла перебирать и раскладывать по коробочкам и футлярам свою коллек-цию: …оливково-зеленые хризобериллы, которые при свете обычной лампы становятся кроваво-красными, кимофаны с серебристыми прожилками, фисташковые перидоды, густо-розовые и золотистые, как молдавское вино, топазы, пламенно-алые карбункулы, с мер-цающими внутри звездочками, огненно-розовые венисы, оранжевые и фиолетовые шпинели, а еще аметисты, отливавшие то рубином, то сапфиром. А как меня пленяло… червонное золото солнечного камня, жемчужная белизна лунного, радужные переливы в молочном опале! (Пауза.) Ведь я собирала не только камни, но и легенды о них. Так, в древнелатинском “Наставлении для клириков” упоминается о ящерице с глазами из гиацинта, а в биографии Александра Маке-донского рассказывается, что он видел в долине Иордана змей с выросшими на их спинах изумрудными ошейниками. В мозгу свирепого дракона, как повествует Филострат, находился драго-ценный камень, и “если показать чудовищу платиновые писмена и пурпурную ткань, оно уснет волшебным сном, и тогда его можно умертвить”… По свидетельству великого алхимика Бонифаса, алмаз может сделать человека невидимым, а агат одарит его красноречием. Сердолик отводит гнев, базальт наводит сон, аметист рассеивает алкогольные пары, гранат изгоняет бесов, а от аквамарина тускнеет солнце… Селенит убывает и прибывает вместе с луной, а мелоций, изобличающий вора, теряет силу только от крови молодого коз-ленка… Демокрит видел извлеченный из мозга убитой лягушки белый камешек, который оказался отличным противоядием. А безоар, кото-рый находят в сердце оленя, – чудодейственный амулет против холеры. В гнездах некоторых аравийских птиц попадается аспилат, предохраняющий от огня и наводнения того, кто его носит… В день своего коронования эмир цейлонский обязательно должен был про-езжать по улицам столицы с большим рубином в руке. Ворота дворца пресвитера Иоанна “были из сердолика, и в них был вставлен рог ехидны – для того, чтобы никто не мог внести яда во дворец”. В романе Лоджа “Жемчужина Америки” рассказывается, что в покоях королевы можно было увидеть “серебряные изображения всех целомудренных женщин мира, которые гляделись в зеркала из хризолитов, карбункулов, сапфиров и зеленых изумрудов”. Путе-шественник Марко Поло видел, как жители Чипангу кладут в рот мертвецам розовые жемчужины… Существует также легенда о морском чудище, влюбленном в одну такую жемчужину. Когда она была выловлена ныряльщиком для короля Пероза, чудище умертвило похитителя и в течение семи лун оплакивало свою драгоценную утрату. Позднее, как повествует Прокопий Тевтонский, гунны зама-нили Пероза в западню, но он успел закопать жемчужину. Ее нигде не могли найти, хотя император Анастасий обещал за нее пятьсот фунтов золотом… А главный малабарский шаман показывал одному венецианскому путешественнику четки из трехсот четырех жем-чужин – по числу идолов, которым он поклонялся… Когда герцог Валентино приехал в гости к французскому королю Людовику XII, его конь, если верить историку Брантому, был усыпан серебрянными листьями, а шляпу герцога украшал двойной ряд рубинов, излу-чавших ослепительное сияние. У коня же Карла Английского на стременах было нашито четыреста двадцать бриллиантов. У Ричарда Львиное Сердце был плащ, весь покрытый лалами, оценивающийся в тридцать тысяч марок. Генрих YIII, възжавший в Тауэр на цере-монию своего коронования, был облачен в кафтан из золотой парчи, а нагрудник – весь расшитый редкими бриллиантами. Фаворитки Якова Первого носили изумрудные серьги в филигранной оправе. А Эдуард Третий подарил одному из своих фаворитов доспехи из червонного золота, украшенные гиацинтами, и шапочку, богато расшитую жемчугами. Генрих II носил перчатки, до локтя унизанные дорогими камнями, а на его охотничьей “соколиной” рукавице нашиты две-надцать рубинов и пятьдесят две жемчужины. Парадная шапка Карла Смелого, последнего из династии бургундских герцогов, отделана грушевидным жемчугом и сапфирами… (После небольшой паузы.) Не правда, все это так интересно, необычно?..