Остановка
ТАТЬЯНА. Стойте, погодите, погодите. Я немного запуталась. Такое не каждый день… в общем… Никто покрепче не хочет?
ГОЛОС. В смысле?
ТАТЬЯНА. В смысле из напитков.
БОМЖ. Можно и покрепче.
ГОЛОС. Из напитков? Я… не против.
БОМЖ. Как же вы сядете за руль?
ТАТЬЯНА. Сегодня больше не сяду.
ГОЛОС. Тогда вопросов больше нет. Покрепче так покрепче, но только сбегать придется.
ТАТЬЯНА. Никуда бежать не надо. Вот, возьмите ключи. Там в багажнике, в коробке, коньяк. Будьте любезны. Простите, как вас?
ГОЛОС. Меня?
ТАТЬЯНА. Ну, да, по имени.
ГОЛОС. Дмитрий Алексеевич, но можно просто Дмитрий или Дима. Это уж кому как нравится.
ТАТЬЯНА. Дмитрий, принесите, пожалуйста.
ДМИТРИЙ. Коньяк говорите…
Дмитрий уходит к машине. Татьяна достает сигарету. Бомж зажигает спичку. Татьяна прикуривает, рассматривая его руку.
ТАТЬЯНА. Спасибо. У меня такое ощущение, что я вас раньше где-то видела. Точнее не вас, а вашу руку. Рука у вас, очень знакомая. Я могу не запомнить лицо, человека, но походку, жест или позу я запоминаю надолго. Если не навсегда. Я не могу вас вспомнить, но вашу руку. Я помню вашу руку. Но откуда? Где и при каких обстоятельствах. Нет. Не могу вспомнить. Не могу.
БОМЖ. А ты не изменилась.
ТАНЯ. Что?
На остановку возвращается Дмитрий. У него в руках бутылка коньяка и пара лимонов.
ДМИТРИЙ. Вы уж простите. Я там немного похозяйничал. Вот. Лимоны нашел. Решил прихватить. К коньяку. По-моему, лишними не окажутся. Или я не прав? Возвращаю ключи.
БОМЖ. От счастья.
ДМИТРИЙ. Все остальное в целости и сохранности. Можно не проверять. Сейчас принесу тарелочки и стаканчики. Вы из одноразовых пьете?
БОМЖ. Из тарелочек? Нет.
ТАТЬЯНА. Все равно.
ДМИТРИЙ. Ну и отлично.
Дмитрий уходит в киоск. Бомж достает из кармана газету, разворачивает, кладет на скамейку. Достает раскладной нож. Нарезает на газете лимон.
ТАТЬЯНА. А вы запасливый.
БОМЖ. Все свое ношу с собой. Жизнь диктует свои правила.
ТАТЬЯНА. А как же: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»?
БОМЖ. А кто сказал, что я прогибаюсь? Я сам выбрал этот путь. Это моя жизнь и она мне нравится. И впредь, я вас очень прошу, не надо на меня так смотреть.
ТАТЬЯНА. Как так?
БОМЖ. Как на смертельно раненого зверя.
ТАТЬЯНА. Вы имеете ввиду аварию?
БОМЖ. Нет, я имею ввиду жалость в вашем взгляде по отношению ко мне. Терпеть не могу, когда меня начинают жалеть. Сразу начинаешь ощущать себя неполноценным, ущербным. Посмотрите на меня, я жив, здоров. Руки – ноги целы, голова на плечах. Что еще нужно?
ТАТЬЯНА. Но, а как же…
БОМЖ. Дом, семья, работа, деньги? Мы с вами слишком разные, чтобы говорить на эти темы. Мы никогда не поймем друг друга.
ТАТЬЯНА. Может, я хочу понять.
БОМЖ. Может. Вы сами не знаете, хотите или нет. Да и зачем, из женского любопытства? Бросьте. Оставайтесь самой собой, это вам очень идет.
Из киоска возвращается Дмитрий. У него в руке набор одноразовой посуды.
ДМИТРИЙ. Сервиз подстать столу, не считая продуктов конечно. А это вам. (достает из-за спины плитку шоколада, протягивает ее Татьяне) От нашей фирмы, в моем лице, небольшой презент.
ТАТЬЯНА. Спасибо, мне очень приятно, а можно я на всех?
ДМИТРИЙ. Теперь это ваше, распоряжайтесь по своему усмотрению. На всех так на всех.
Татьяна разворачивает шоколад, кладет его на центр импровизированного стола. Дмитрий расставляет стаканчики, открывает бутылку коньяка, разливает.
ДМИТРИЙ. Ну, дамы и господа, за встречу.
ТАТЬЯНА. Да, за встречу.
Все чокаются, выпивают.
ДМИТРИЙ. Хороший коньяк.
ТАТЬЯНА. С презентации. Оставлять, как-то рука не поднялась.
ДМИТРИЙ. А в этом ничего зазорного нет. Я бы на вашем месте поступил бы точно так же. Я всегда так делаю, если что-то остается – забираю. И тут нечего стыдиться, не возьмешь ты, возьмет кто-нибудь другой. Охотников до халявы в нашей жизни, ой как много. А тут коньяк. Понимаете, коньяк на халяву…
ТАТЬЯНА. Это не халява. За все заплачено. Презентация моей фирмы.
ДМИТРИЙ. А…
ТАТЬЯНА. Предлагала сотрудникам, никто не взял. А кто хотел бы взять, уже не мог. Оставлять жалко, возьму, думаю, а вдруг пригодится.
БОМЖ. Пригодилось. Как в воду глядели.
ДМИТРИЙ. Между прочим, говорят, что у женщин интуиция развита гораздо сильнее, чем у мужчин. Поэтому нет ничего удивительного, что Татьяна Петровна совершила столь геройский поступок. Давайте за Татьяну, за Татьяну Петровну, за бизнес леди, за красивую женщину с высоко развитой интуицией. Ура! Гусары пьют стоя.
ТАТЬЯНА. Спасибо, конечно, неожиданно как-то, но приятно. Спасибо.
БОМЖ. С ума сойти.
ДМИТРИЙ. В каком смысле?
БОМЖ. В смысле тост впечатляющий.
ДМИТРИЙ. Уж что-что, а это я могу. Душа компании, особенно под хороший стол. Тосты, песни, стихи. Все могу.
БОМЖ. А танцевать?
ДМИТРИЙ. И танцевать могу. Особенно медленные. Я хороший партнер. Хорошо веду. Ведь в парном танце, что главное?
БОМЖ. Что?
ТАТЬЯНА. И?
ДМИТРИЙ. Не знаете? А я, знаю! В парном танце, главное – партнер, чтоб умел хорошо вести. Без этого, никак нельзя. Точно вам говорю.
БОМЖ. Куда?
ДМИТРИЙ. Что куда? Танца не будет.
БОМЖ. Вести, спрашиваю, куда?
ТАТЬЯНА. Да?
ДМИТРИЙ. Вести. Партнершу вести!
БОМЖ. Это «кого».
ДМИТРИЙ. Я и говорю! Того, кого надо, туда и вести. Но здесь главное, все дело в партнере, уметь надо, а я умею. И даже, готов поделиться опытом. Безвозмездно.
ТАТЬЯНА. Как любопытно.
ДМИТРИЙ. Правда?
БОМЖ. Я не танцую.
ДМИТРИЙ. А я с вами и не собирался. Татьяна Петровна позвольте вас… так сказать… ну, вы же меня понимаете?
ТАТЬЯНА. Не совсем.
БОМЖ. Оставьте женщину в покое. Ей сейчас не до танцев.
ДМИТРИЙ. А почему вы все время вмешиваетесь? Перебиваете все время. Я, кажется, не с вами разговариваю.
БОМЖ. Это только кажется.
ДМИТРИЙ. Татьяна Петровна. (Бомжу) Что вы сказали?
БОМЖ. Ничего.
ДМИТРИЙ. Я так и подумал. Впрочем, я понимаю, понимаю – вежливость и чувство такта вам не знакомы.
ТАТЬЯНА. Зачем вы так.
ДМИТРИЙ. А что? Я всегда говорю то, что думаю. Зато никаких подводных течений и камней за пазухой. Называйте вещи своими именами, и жить станет проще. (Татьяне) Ну так как?
ТАТЬЯНА. В другой раз.
БОМЖ. Говорили же вам. Нет, все-таки упрямство – достоинство ослов.
ДМИТРИЙ. Обалдеть! Сижу с ним за одним столом, пью с ним один коньяк, а он меня – ослом. И как прикажете это все понимать.
БОМЖ. Называю вещи своими именами. Никаких подводных течений и камней за пазухой. Чувствую…
ТАТЬЯНА. Что?
БОМЖ. Жить стало проще.
ДМИТРИЙ. Ну, знаете это уже слишком…
ТАТЬЯНА. Господа! Господа. У меня есть тост. Вы позволите? Спасибо. Дмитрий, будьте любезны.
ДМИТРИЙ. Сей момент.
Дмитрий наливает всем коньяк. Пауза.
ТАТЬЯНА. Пятнадцать лет назад, я познакомилась с двумя молодыми людьми. Это был теплый летний вечер. Совсем другой город.
Мы сидели на остановке, прямо как сейчас с вами, разговаривали, пили, не коньяк, пили пиво и даже танцевали. У нас было безумное пари, которое так и не завершилось. Мне подарили стихи. Впервые в жизни мне подарили стихи. Я была счастлива. Я стала ощущать, что я в этом мире не одна, что я кому-то интересна, что я кому-то нужна. А потом они стали драться. Я оставила их буквально на минуту. Не знаю, что произошло между ними. Но они дрались. Я хотела их разнять, остановить… Я бежала к ним, чтобы их остановить. Остановить. Был яркий свет… Тепло… Невесомость… Это не объяснить… Просто, поверьте мне. Остановитесь. Пожалуйста. Я хочу выпить за то, чтобы вы остановились. Просто остановитесь.
Пауза.
Дмитрий и Бомж долго и пристально смотрят на Татьяну.
БОМЖ. Здравствуй, Таня…
ДМИТРИЙ. Таня…
ТАТЬЯНА. Андрей… Дима…
Остановка наполняется нереальным светом. Таня, Дима и Андрей стоят не подвижно. Смотрят друг на друга. Ощущение, что остановилось время. Слышны звуки и голоса того вечера, когда они познакомились. Пауза. У Тани подкашиваются ноги, она медленно оседает. Андрей и Дима бросаются к ней. Подхватывают Таню. Усаживают ее на скамейку.
ТАНЯ. Можно воды…
ДИМА. Да, сейчас Таня, я сейчас.
Дима убегает в киоск. Андрей присаживается рядом, держит Таню за руку.
ТАНЯ. Я весь хотел бы клавишами стать… Андрей… Шекспир…
АНДРЕЙ. Это не я Шекспир. Дима. Ведь это он тебе тогда стихи свои подарил. Он у нас поэт. А я так, только цитировал.
ТАНЯ. Цитировать тоже надо уметь.
Появляется Дима с бутылкой воды. Он наливает воду в пластиковый стакан, протягивает его Тане.
ТАНЯ. Спасибо, Дима, спасибо. Присядь со мной рядом, пожалуйста. Присядь, не бойся, присядь. Посиди со мной. Дай мне твою руку.
Дима присаживается на скамейку. Таня берет его за руку.
ТАНЯ. Господи, как хорошо…
АНДРЕЙ. Вот и встретились.
ДИМА. Даже не верится.
АНДРЕЙ. О, Боже…
ТАНЯ. Как хорошо.
ДИМА. На остановке.
ТАНЯ. Спустя столько лет.
АНДРЕЙ. Вот черт…
ДИМА. Я даже протрезвел.
АНДРЕЙ. Наливай.
ДИМА. Выпьем.
АНДРЕЙ. За встречу.
ТАНЯ. За встречу.
ДИМА. Точно. За встречу. Со свиданьицем.
Дима разливает коньяк. Все чокаются, выпивают до дна содержимое пластиковых стаканчиков.
ТАНЯ. Боже мой, ну и денек.
ДИМА. Да, ну и денек. Учитывая его бурное начало даже страшно подумать, чем он может закончиться.
АНДРЕЙ. Ты о чем?
ДИМА. О чем? Да ты только представь. Что-то странное происходило, сегодня, со мной, с самого утра. А у вас, как? Нет? А у меня происходило. Во-первых. Я забыл ключи в киоске, хотя я их никогда не забываю. Во-вторых. Вернулся за ними и не взял с собой телефон, хотя он всегда со мной. Я всегда его беру. Даже в туалет, извините за подробности.
АНДРЕЙ. Ну а в-третьих?
ДИМА. А в-третьих, почему-то решил угостить тебя холодным пивом, вместо того, чтобы просто взять тебя за шиворот и…
АНДРЕЙ. И бросить под колеса проходящей машины.
ДИМА. Вот только не надо, не надо…