Руслан Орлов «Фея-Яга»
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА занимает место за стойкой; ЯГА забирает бинт, обломки своего летательного аппарата – и в самый тёмный угол, где некогда был найден медицинский чемоданчик, - ремонтом заниматься.
В сопровождении ДИРЕКТРИСЫ появляются ЩУВАЛОВА со съёмочной группой.
ДИРЕКТРИСА. Вот, собственно говоря, и сама Инесса Валентиновна.
ШУВАЛОВА. Отлично. ( даёт указания, где расставлять аппаратуру, подходит к буфетчице, цепляет микрофон) Итак, поехали. Инесса Валентиновна, легко ли быть женой героя?
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Не легко.
ШУВАЛОВА. И всё же, поподробнее, пожалуйста.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Вообще-то это личное…
ШУВАЛОВА. Ради бога, самое личное оставьте при себе, никто не просит рассказывать об интимных отношениях.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. А у меня всё личное.
ДИРЕКТРИСА. Инесса Валентиновна женщина у нас скромная, даже застенчивая.
ШУВАЛОВА. Ни секунды не сомневалась, что у скромного героя скромная жена. Неужели нет ничего такого, о чём хотелось бы поделиться с другими?
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Сейчас нет.
ШУВАЛОВА. А раньше, значит, было?
ИНЕСА ВАЛЕНТИНОВНА. Не знаю, может и было.
ШУВАЛОВА. Это уже что-то. Расскажите, как вы познакомились?
.
БАБА ЯГА (в руках перебинтованная метла). Ну что вы пристали к бедной женщине? Что да как… По залёту она замуж вышла, а познакомились они по пьяной лавочке, на танцах, в тот же вечер изнасиловал её ваш герой, а потом, чтобы тюрьмы избежать, женился. Ещё хотите? Пожалуйста. Дома он её поколачивает, особенно, выпьет когда. Цветы ни разу не подарил, если не считать того свадебного веника. С интимом совсем беда…
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Не слушайте, она сумасшедшая! Врёт она – позавидовала на старости лет! И мужа у неё никогда не было… и старая дева она…
БАБА ЯГА. Фея.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Не важно. Хочется ей видеть других несчастными, чтобы утешиться: вот, мол, не только я живу паршиво, есть и похуже.
ШУВАЛОВА ( ЯГЕ). А вы, собственно, почему здесь в таком вызывающем одеянии? Здесь школа, а не дискотека. (ДИРЕКТРИСЕ) Понимаете, ваша уборщица подаёт ученикам нехороший пример. Или здесь принято так ходить?
БАБА ЯГА. У нас свобода вероисповедания.
ШУВАЛОВА. Помилуйте, что же вы исповедуете?
БАБА ЯГА. Что ношу, то и исповедую – альтернативный рок.
ШУВАЛОВА. Хорошо. (ДИРЕКТРИСЕ) Мне кажется, вам следовало бы более внимательно принимать людей на работу, всё-таки здесь дети. (съёмочной группе подаёт сигнал собираться) Охрана спит, уборщица бог знает на кого похожа…
ШУВАЛОВА уводит съёмочную группу. ДИРЕКТРИСА, оглядываясь и бросая гневные взгляды в сторону ЯГИ, семенит за ШУВАЛОВОЙ.
И почему до сих пор не висит у входа памятная доска в честь вашего выпускника, Семёна Чепушканова? (уже из коридора) Неужели нужно заранее предупреждать о нашем визите? Неужели так нельзя, без эксцессов?
ДИРЕКТРИСА сбивчиво обещает учесть ошибки, разобраться и т.п. Голоса стихают.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Зачем, кто тебя просил рассказывать о наших с мужем отношениях? Что ты лезешь в мою жизнь?! Так ты мне помогла? Ты ещё хуже сделала! Думаешь, меня кто-нибудь пожалеет? Его будут жалеть за то, что всю жизнь мучился герой с нелюбимой женой. Ты перед людьми мою жизнь вывернула наизнанку. На меня теперь пальцем показывать будут! Мало я здесь терплю?
БАБА ЯГА. Я хотела… я и сейчас хочу помочь изменить твою жизнь к лучшему…
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. К лучшему! Ты знаешь, что для меня лучшее?! Ты всю жизнь в лесу прожила и не знаешь даже, что для тебя самой лучшее. Посмотри на себя, куда ты так выпендюрилась? В твоём возрасте старушки платочки вот тут вот подвязывают, кофточки вязанные носят, внучатам с пенсии на подарок откладывают. Чем ты собралась помогать мне, когда у тебя самой ничего стоящего нет! Избушка да метла – вот и все твои достижения. Чего ты можешь мне предложить? Ты же не можешь сделать меня моложе. И красивой сделать не можешь… Хочешь, чтоб я стала такой же чудаковатой? (крутит пальцем у виска) А я не хочу… я не собираюсь как ты – в лес уходить. И селиться в избушке не желаю! Я уж лучше как-нибудь среди людей перекантуюсь. Уходи. Не влезай больше в мою жизнь.
ЯГА уходит.
Куда ж она с такой метёлкой? Постой! Да постой же! И прости…
Но её уже давно никто не слышит. Оседлав помело, надела ЯГА наушники, врубила на полную катушку «Slipknot» и по взлётной полосе коридора взмыла ввысь.
Лёгкий сейсмический толчок ощутил буфет. Поднявшийся вихрь смёл с полок посуду. Свет погас. Но окончательно погрузиться во тьму не даёт указатель пожарного выхода. До всего, что происходит вокруг, буфетчице нет никакого дела. Она садится, обхватив голову руками, вздыхает, стонет, сожалея о том, что человека обидела напрасно, и о разбитой жизни своей сожалея… плачет, утирая рукавом слёзы. Немного успокоившись, начинает собирать с пола посуду. Постепенно свет разгорается, ветер стихает. Со стопкой уцелевших тарелок поднимается уже не та «тётя Клава», толстая и нескладная, но стройная, привлекательная девушка с изящными, не лишёнными сексуальности манерами. ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА с удивлением рассматривает одежду, ставшую вдруг на три размера меньше, молодые руки с красивым маникюром… в полированной поверхности подноса замечает новое лицо, ахает от неожиданности, а после счастливо улыбается и спешит прихорашиваться у зеркала.
Со школьным звонком в буфете появляется ЧЕПУШКАНОВ. В этой сцене его поведение несколько нелогично по отношению первого и последующего действий. Ни в интонации, ни в жестах ни в коей мере не должен угадываться человек подловатый, мелочный. Здесь он совсем другой, здесь сказка, и чудеса происходят сами по себе, и не нужны даже никакие бабки-ёшки. Некогда растерянный, забитый обстоятельствами водитель красив, подтянут, пусть и не принц сказочный – не дотягивает – всё равно, выглядит «оченно даже». Подходит к стойке, заглядывает, надеясь обнаружить супругу, которая тут же, за его спиной, сидит возле стола незамеченная. ЧЕПУШКАНОВ садится с намерением подождать жену. Вбегает группа школьников, называется «кто первый», школьники тоже ищут буфетчицу, а кто-то и не ищет – украдкой хватает пирожок – и в карман. А ещё удобнее это делать, если твой приятель встанет у двери рядом с выключателем и будет быстро-быстро выключать и включать свет. Тогда и эти взрослые, что сидят по обе стороны прохода – она вся прям такая смущённая, а он влюблённый такой… – не заметят, как пирожки и ещё кой-чего переместятся из одного места в другое. Во вспышках света действия кажутся фрагментарными и движения как на ускоренной плёнке. Время тоже ускорилось – то, что должно произойти за десять минут, уложилось в минуту. Звенит звонок. Не забыв одарить прощальными жестами эту слепоглухонемую парочку, школьники испаряются.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА (смущаясь). Почему вы так смотрите на меня? Во мне что-то не так?
ЧЕПУШКАНОВ (вставая). Извините.(идёт к выходу, останавливается на пороге) Знаю, звучит пошло, но мне показалось, что вы похожи… да нет, ерунда конечно, ещё раз извините, на меня нашло. Извините. (выходит)
Какое-то время ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА сидит, прислушиваясь к шагам. Но, что странно, шаги не удаляются. Раз, два, три, четыре… и стихли. Девушка выглядывает за дверь – там ЧЕПУШКАНОВ что-то пишет на подоконнике. На цыпочках ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА занимает своё прежнее место. Через несколько секунд ЧЕПУШКАНОВ снова появляется. Решительно подходит, протягивает вчетверо сложенный листок.
ЧЕПУШКАНОВ. Возьмите. Это для вас.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Что это?
ЧЕПУШКАНОВ. Возьмите, узнаете потом. (отдаёт листок, поспешно выходит)
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА листок медленно развернула, начала читать. ( В окне появилось взволнованное лицо ЧЕПУШКАНОВА.) Прочитав, вспыхнула, скомкала листок, встала. Ей, непривлекательной толстухе, написали любовные стихи? Над нею смеются! Да нет же, теперь она другая, красивая. Расправила комок, перечитала вновь, улыбнулась – пусть не для той, прежней, но всё равно же для неё! – бережно сложила послание. ЧЕПУШКАНОВ пальцем постучал по стеклу, обратив на себя внимание, помахал ручкой и исчез. За окном слышна ругань ЯГИ: «Морда твоя бесстыжая! Маньяк! Скажу её жениху, он боксёр, котлету из тебя сделает!»
Прихрамывая и потирая ушибленные места, входит БАБА ЯГА. В руках два обломка метлы с гибкой связью медицинского бинта.
БАБА ЯГА (показывая обломки). Вот, потерпела авиакатастрофу. Сама виновата, уже давно предупреждали: на ступе летать безопасней. Но тут уж выбирай – либо безопасность, либо адреналин. (остановилась, залюбовавшись) Ай, девица, ай, красавица!
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. На кого это ты так кричала?
БАБА ЯГА. Известно на кого, на хмыря твоего. Я сразу догадалась, кого он там высматривает, кобелина! Теперь и без него как-нибудь обойдёмся, правда?
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Нет. Он хороший.
БАБА ЯГА. Какой-какой?.. Глуховатая видно я, что-то не то расслышала.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Он мне стихи посвятил. Увидел сейчас и посвятил.
БАБА ЯГА (в шоке). Так он тебя раньше… Как он к тебе относился, вспомни!
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Я раньше толстой была, некрасивой.
БАБА ЯГА. Ну конечно, на хороший кусок найдётся роток. А ты попробуй рассмотреть прекрасное в неприметном.
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. А зачем? Я должна была сама стараться, а я ела, сколько в меня влезало – и сладкое и мучное, – фитнесом не занималась, за модой не следила… Зато теперь послушай, какие стихи он мне посвятил. (читает) Вы так прекрасны, словно фея, прекрасней в жизни не видал, ваш дивный образ мне стихи навеял, я б о любви вам рассказал. Лишь только встретиться мне с вами, полюбоваться раз глазами, один хоть раз поцеловать и можно было б умирать.
БАБА ЯГА. Ой, ой, ой, ой, ой…Стишками захотел отделаться!
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Ты не поняла, он не знает, кто я. Ни телефона, ни имени моего не спросил, сам не представился – комплексует – оказывается, он такой романтик… даже не подозревала, какой он у меня талантливый.
БАБА ЯГА. Слюни любишь?
ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА. Люблю.
БАБА ЯГА. Надоест.