Мой век
МАРЕЛЬ: Для такого мяса очень важно соблюсти время…
(В ТО ВРЕМЯ, КАК РАЗДАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ЗВУКИ ЛЁГКОГО ВАЛЬСА, ФОСТИН ПОДХОДИТ К СТОЛУ, ВНИМАТЕЛЬНО РАЗГЛЯДЫВАЯ ФОТОГРАФИЮ.)
ФОСТИН: (Показывая фото Малу.) Это ты в этой роскошной машине?
МАЛУ: (Бросает рассеянный взгляд на фотографию.) Да.
МАРЕЛЬ: (Замирает, едва увидев фотографию.) Где ты нашла это?
ФОСТИН: В конверте от пластинки.
(МАРЕЛЬ ВЫХВАТЫВАЕТ У НЕЁ ИЗ РУК ФОТОГРАФИЮ, СМОТРИТ НА НЕЁ, ЯВНО ВЗВОЛНОВАННАЯ. ЗАТЕМ, КЛАДЁТ ЕЁ ПЕРЕД СОБОЙ, ПЕРЕВЕРНУВ ОБРАТНОЙ СТОРОНОЙ.)
МАРЕЛЬ: (Нине.) Дай мне твою тарелку.
НИНА: Совсем чуть-чуть. Я слишком навалилась на закуски, больше не могу.
МАРЕЛЬ: (Нервно.) Для кого я столько наготовила?! Всё для того, чтобы только ублажить… (Под тяжёлым взглядом Малу, она умолкает.) Когда столько людей гибнет от голода!…
МАЛУ: Что ты предлагаешь? Запихнуть это в себя, чтобы они меньше страдали? Так?
ФОСТИН: Кто этот офицер с тобой в машине?
НИНА Подарки до или после торта? Потому что я скоро уеду.
МАЛУ: Это генерал.
ФОСТИН: Немецкий генерал?
МАРЕЛЬ: (Всё более напрягаясь.) Подарки после того, как Малу задует свечи. Как положено.
МАЛУ: (К Фостин.) А что, не видно?
ФОСТИН: (Малу.) Ты что, с ними сотрудничала?
НИНА: Что ты несёшь?
МАЛУ: Быть в машине генерала – не означает сотрудничать. Я была такая же их союзница, как и все те, кто говорит, что был в сопротивлении в 45ом. Я ничем не отличалась от остальных и пыталась выжить с наименьшими потерями.
МАРЕЛЬ: Помолчи!
ФОСТИН: Это слишком лёгкое оправдание, тебе не кажется?
НИНА: Фостин, хватит!
ФОСТИН: Мам, не разыгрывай из себя властную мать: это не по твоей части.
МАЛУ: А мне нечего скрывать. У меня был свой Дом Моделей. Немецкие офицеры приходили ко мне покупать платья для своих жён, не могла же я их выставить за дверь!.. Впрочем, это были не СС, а только офицеры Вермахта.
ФОСТИН: Ну и что? Ты же не обязана была разъезжать с ними на машинах или фотографироваться?!
МАЛУ: Моя деточка, ты ничего не понимаешь в коммерции! Это то, что теперь называется « PUBLIС RELATIONS»
ФОСТИН: Это мерзко! И это в то время, как людей убивали в сопротивлении, а евреев отправляли в лагеря!
МАЛУ: Но именно эти связи, которые ты называешь мерзкими, позволяли мне переправлять евреев в свободную зону, или спасать их от лагерей.
МАРЕЛЬ: (Неожиданно, на грани истерики.) Ты, может быть, спасала евреев, но только не меня! Для меня что ты сделала?! Чтобы меня предостеречь, чтобы меня спасти?!..
МАЛУ: (Очень спокойно.) Что на тебя нашло? Не вали всё в одну кучу. И потом, я же тебе говорила, не связываться с этим Карлом. Ты сама ничего не хотела слушать!
МАРЕЛЬ: Ты это говорила недостаточно внятно.
НИНА: Мама!
МАРЕЛЬ: Мне едва исполнилось восемнадцать… Благодаря тебе, я ничегошеньки не знала о жизни, поскольку ты усердно прятала меня в Швейцарском пансионе.
МАЛУ: Я хотела уберечь тебя от войны!
МАРЕЛЬ: Но особенно ты хотела сама избавиться от взрослой дочери, которая мешала бы твоей профессиональной карьере и любовным шашням!
(ФОСТИН ПОЛЬЗУЕТСЯ ЗАМИНКОЙ, ВНОВЬ БЕРЁТ КАМЕРУ. ОНА СНИМАЕТ ФОТОГРАФИЮ ГЕНЕРАЛА, ЗАТЕМ, ПОВОРАЧИВАЕТСЯ К МАРЕЛЬ И МАЛУ.)
МАЛУ: Да, но это именно я вытащила тебя в Париж в 43ем.
МАРЕЛЬ: Конечно, тебе нужны были дешёвые молодые манекенщицы и ты вспомнила обо мне…
НИНА: Ты?! Манекенщица?! Ты мне никогда не говорила…
МАРЕЛЬ: Это длилось недолго… Вначале, я была ослеплена элегантностью, люксом, престижем Дома Моделей и Парижским Бомондом, лежавшим у ног этой матери, которую я была обязана называть «Малу»! Как мне хотелось быть на неё похожей! Великолепная женщина, красавица, с королевской статью, богиня! Франц смотрел на неё с таким восхищением! Франц – молодой, уверенный в себе, образованный, красивый и говорящий по-французски. Это был ординарец генерала… Я без раздумий бросилась в его объятья. Я была девчонкой, я хотела быть любимой! Сначала я хотела перевести на себя те восторженные взгляды, которыми он одаривал Малу, а потом, я попалась в ловушку и безумно влюбилась. Это было в апреле 44го.
МАЛУ: Я тебя предупреждала, что мы проиграем… Что они проиграют войну.
ФОСТИН: (Всё так же с камерой.) Какой ляпсус!
МАЛУ: (Не слыша.) Я тебе уже говорила, что союзники готовили высадку и что твой выбор неверный.
МАРЕЛЬ: Ничего ты мне не говорила! Ты слишком была занята подготовкой своей свадьбы с банкиром и твоим переездом в Швейцарию.
МАЛУ: Я звала тебя с собой.
МАРЕЛЬ: Ты лжёшь! После свадьбы в конце июня ты уехала, якобы на несколько дней… за город… Но ты так больше никогда и не вернулась. Ты оставила меня одну. ОДНУ! Сама ты была в безопасности на берегу Женевского озера со своим банкиром и со своей прислугой, когда они пришли за мной утром! Когда меня волокли по улице, когда я выла, не понимая, почему мне плюют вслед, почему меня оскорбляют, почему меня заставляют садиться на этот стул посреди истеричной разъярённой толпы, почему меня стригут! Ты ничего этого не видела, не познала этого стыда, унижения и позора! Наказания за любовь, за желание сравниться с тобой! Одна, одна, ОДНА!
(МАРЕЛЬ БЕЗ СИЛ, УТИРАЕТ СЛЁЗЫ; ФОСТИН, КОТОРАЯ МАШИНАЛЬНО ВСЁ ЭТО СНЯЛА, КЛАДЁТ КАМЕРУ РЯДОМ, ПОТРЯСЁННАЯ СМОТРИТ НА БАБУШКУ. НИНА НЕРВНО ГАСИТ СИГАРЕТУ И ПОДХОДИТ К МАТЕРИ, НЕ СМЕЯ ОБНЯТЬ ЕЁ, НАСТОЛЬКО СИЛЬНЫ И ГЛУБОКИ СТРАДАНИЯ МАРЕЛЬ, СДЕРЖИВАЕМЫЕ ДОЛГИЕ ГОДЫ. ТИШИНА.)
ФОСТИН: (К Малу.) Как ты могла это сделать?!
МАЛУ: Сделать что? Ведь не я же её обрила! И потом, я не думала, что дойдёт до такого. Как бы то ни было, я думаю, что она преувеличивает. Поль, твой будущий дедушка, спас её от рук палачей, прежде чем её остригли… Она выдумала финал, чтобы предстать жертвой.
(МАРЕЛЬ БРОСАЕТСЯ НА МАЛУ, ЗАНОСИТ РУКУ, ЧТОБЫ УДАРИТЬ.)
НИНА: Мама!
МАЛУ: (Спокойно смотрит дочери прямо в глаза.) Давай.
(МАРЕЛЬ БЕРЁТ СЕБЯ В РУКИ, ПРИСТАЛЬНО СМОТРИТ НА МАЛУ, ЗАТЕМ, БЫСТРЫМ ШАГОМ НАПРАВЛЯЕТСЯ В КОРИДОР, ГДЕ ВИСИТ ЕЁ ПАЛЬТО, ОНА УХОДИТ. НИНА БРОСАЕТСЯ ВСЛЕД. ТИШИНА. ФОСТИН РАСТЕРЯННО СМОТРИТ НА МАЛУ, КОТОРАЯ СЛЕГКА РАЗВАЛИВШИСЬ, СИДИТ В СВОЁМ КРЕСЛЕ.)
ФОСТИН: (Шепча.) Малу! Не молчи, скажи что-нибудь, Господи!
МАЛУ: Ей нужно было бы выговориться до конца; вот уже 50 лет, как она умирает от этого желания, а я жду её бунта ещё дольше!.. Бедная Марель… Хорошая дочь, хорошая жена, хорошая мать… Она всю жизнь всё сносила, терпела, прощала, безропотно всему подчинялась. Она всю жизнь прожила по чьей-то доверенности.
(СЛЫШНО, КАК ОТКРЫВАЕТСЯ ВХОДНАЯ ДВЕРЬ. НИНА ПОЯВЛЯЕТСЯ ОДНА.)
НИНА: Марель ушла. (Тишина.) Ей необходимо побыть одной.
(ФОСТИН МАШИНАЛЬНО СОБИРАЕТ ПРИБОРЫ В ТАРЕЛКУ. НИНА НЕРВНО ИЩЕТ СВОЮ ПАЧКУ СИГАРЕТ.)
МАЛУ: Я надеюсь, она хоть не извинялась?
НИНА: Извинялась? Нет. (Прикуривает.)
МАЛУ: Очень хорошо.
НИНА: (Смотрит на неё слегка удивлённо.) Я думаю, что сегодня не самый удачный день для сведения счётов.
(ФОСТИН НЕЛОВКО РОНЯЕТ ТАРЕЛКИ И ПРИБОРЫ.)
НИНА: (Очень нервная.) Фостин, да что ты, в самом деле, чёрт возьми!
ФОСТИН: (Начиная заводиться.) Ладно, успокойся, нечего на мне отыгрываться! Я к вашим дрязгам не имею никакого отношения! (Собирает осколки.)
НИНА: Обычно ты так не реагируешь, что с тобой сегодня?
ФОСТИН: Не заговаривай мне зубы! Это ты сегодня заведённая, и я прекрасно знаю почему. (Нина пытается ей помочь.) Оставь, я сама отлично справлюсь!
(ФОСТИН ВЫХОДИТ С ГРУДОЙ ТАРЕЛОК.)
НИНА: Это правда, я думаю, что мы сегодня все раздражены. Конечно, ожидания, эмоции… Не знаю. (Пауза.) Но я впервые вижу Марель в подобном состоянии.
МАЛУ: Я тоже. Ей это было необходимо. Ей надо наверстать упущенное.
НИНА: Я ничего не понимаю в этой вашей истории, не могу понять кто лжёт, а кто говорит правду. Иногда мне кажется, что вы страстно друг друга ненавидите, но в то же время, не можете жить одна без другой.
МАЛУ: Ей придётся научиться.
(ФОСТИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ ИЗ КУХНИ С ПОДНОСОМ, ЧТОБЫ ЗАКОНЧИТЬ УБИРАТЬ СО СТОЛА.)
ФОСТИН: Что будем делать с тортом?
НИНА: С тортом? М-м… (Смотрит на Малу.)
МАЛУ: Не буду же я одна его есть!
НИНА: Конечно…
ФОСТИН: Кондитер подарил свечи. Он будет расстроен, если мы их не зажжём!
НИНА: Ну раз так, давай его сюда.
ФОСТИН: (Выходя с подносом.) Кого? Кондитера?
НИНА: (Улыбаясь.) Дурочка!… (Смотрит на часы.)
МАЛУ: Что ты смотришь на свои часы каждые пять минут?
НИНА: Да так, ничего. (Кладёт подарки на стол.) Развернёшь их после свечей.
ФОСТИН: (Влетает.) В кухне нет спичек. Где зажигалка?
НИНА: На, держи! (Фостин убегает.) Извини, мне надо прослушать мой автоответчик.
(МАЛУ ДЕЛАЕТ НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ КИВОК ГОЛОВОЙ. НИНА БРОСАЕТСЯ К ТЕЛЕФОНУ, НАБИРАЕТ НОМЕР, СЛУШАЕТ С НЕДОВОЛЬНЫМ ВИДОМ, ВЕШАЕТ ТРУБКУ, СНОВА СМОТРИТ НА ЧАСЫ.)
ФОСТИН: (Входит с тортом, свечи погасли.) Чёрт, чёрт! Я всё зажгла, а в прихожей сквозняк, и вот!…
МАЛУ: Плохая примета!
НИНА: Извини, я ещё позвоню.
(ФОСТИН КОСО НА НЕЁ СМОТРИТ. СТАВИТ ТОРТ С ПОГАСШИМИ СВЕЧАМИ НА СТОЛ.)
МАЛУ: Жарко, помоги мне снять эту шляпу и расслабь немножко здесь… Теперь весь этот маскарад уже ни к чему…
(ФОСТИН ПОМОГАЕТ ЕЙ СНЯТЬ ШЛЯПУ И РАССТЕГНУТЬ ЧЁРНЫЙ КРУЖЕВНОЙ ВОРОТНИК, КОТОРЫЙ СКРЫВАЛ ЕЁ ДРЯБЛУЮ ШЕЮ.)
НИНА: (По телефону.) Алло…. Джон? Это Нина. Да… Привет… Хорошо… хорошо… Фабрис не у тебя? А? .. Он тебе, может быть, сказал, он… А?.. Да… Хорошо, оКей… Я попробую позвонить туда. Короче, если он тебе позвонит, скажи ему, чтобы он оставил мне послание на автоответчике. Окей. Чао.
ФОСТИН: Иди, помоги мне зажечь свечи, вместо того, чтобы бегать за этим лохом, которому на тебя глубоко наплевать!
НИНА: Я что, спрашивала у тебя который час?!
ФОСТИН: Ты посмотрела на часы, по крайней мере, раз сто с начала вечера.
НИНА: Очень смешно.
(ЗАЖИГАЮТ СВЕЧИ.)
МАЛУ: Столько лет на такой маленький торт!
НИНА: Не такой уж и маленький: на 12 персон.
ФОСТИН: Каждый должен есть за четверых!.. Ты что такая нервная? Твой жиголо тебя бросил?
НИНА: Ничего подобного. Мы слегка разминулись. Немного неприятно.
(ЗВОНИТ ТЕЛЕФОН. ФОСТИН БРОСАЕТСЯ К НЕМУ ПЕРВАЯ.)