Белые зонтики
ОЛЬГА. Пустите… Я ничего не хочу…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Хочешь… Я ведь утешитель…
ОЛЬГА. Вы – провокатор!
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Я провоцирую хорошее, Оленька. Закрой глаза.
ОЛЬГА (закрыв глаза). Да… Не выпускай меня… Держи крепче… музыка… где музыка?.. Оркестр!
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. На дворе поздняя осень.
ОЛЬГА. Правда?
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Не сезон для оркестра. Но это ничего, Ольга. Когда-то ты сбежала от меня, помнишь?.. Я очень долго тебя искал…
ОЛЬГА. Красиво… сочиняете…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Теперь мы нашли друг друга… Я, правда, старый стал…
ОЛЬГА. Кто вы?
НИКОЛАЙ КИРИЛЛВИЧ. Я… А кто ты?
ОЛЬГА. Я не знаю…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Значит, вместе будем вспоминать. Мы… поженимся?
ОЛЬГА. Я… согласна…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Вот и чудненько! Вот и… Раз-два-три, раз-два-три… (выпускает Ольгу и, пританцовывая, идет к выходу.) Я скоро, у меня для тебя сюрприз… Я ушел… но я скоро… Я ушел и скоро!.. (уходит.)
Долгая пауза. Слышно, как на улице льет. Иногда вдруг возникает тихое голубиное воркование. Ольга задумалась. Она сидит на диване и зябко ежится.
ОЛЬГА. Что я тут делаю? Ушел… и скоро… провокатор… А я? Ой, дура… Я так больше не могу. (Ходит взад-вперед, не находя себе места.) Ничтожество? А я? Дурушка… (сдерживает истерику.) Николенька – утешитель. Николенька – г-бист… провокатор… И поделом, слышишь?!! Флагом машет, расслабляется… кривляка, бабский угодник, клоун!!! А… я… Стоп: халесяя… мюмзя, утипутипусеськи… ну вот, нахваталась… (подходит к зеркалу, корчит рожу, пугается чего-то так, что пулей отскакивает, закрыв лицо.) Зачем это все? (собирается с мыслями.) умпа-па, умпа-па, да, да… (расслабляется, закрыв глаза, напевает мотив вальса.) Умпа-па, упа-па… Не слышу музыки!!! (И музыка включается.) Вот мы и в парке, в кино я видела эти зонтики, вспомнила, да, офицеры… дамочки, собачки… постановочные сцены… (музыка пропадает) надо не думать о старом голубоглазом медведе хотя бы три минуточки… или нет, думать, но плохо (торопливо.) Болтун… провокатор… входящий в положение… а я? Артист… ТВ ненавидит… счастливчик… а кто-то от ТВ зависит… А? Любит меня, козлина холодный, такой холодный… А я? Длинноногая паскуда, шлюха голозадая, арты-ыстка бездарная, роли не смогла сыграть… влюбилася… (визжит) ненавижу всех!!! Хочу в княжны!!! Вот он мне подарил цепочку, кулончик в форме глаза, он все знает, он все знает!!! Ну, сделайте так, чтобы все кончилось!!!
ГОЛОС (спокойный, молодой, усиленный искусственным эхом). Заткнись, надоела.
ОЛЬГА. Пошел ты… Я устала.
ГОЛОС. Не ожидал. Ты…
ОЛЬГА. Я.
ГОЛОС. Мы же только начали. Осталось совсем немного.
ОЛЬГА. Как только начали?..
Молчание. Как-то громко врывается начало вальса, но тут же прерывается.
Я не могу больше лгать. Мне стыдно.
ГОЛОС. Ах, ах. Дура ты, это точно.
ОЛЬГА. Прекрати это все. Сейчас же.
ГОЛОС. Это будет стоить тебе… контракта.
ОЛЬГА. Пошел ты со своим контрактом.
ГОЛОС. И… мне.
ОЛЬГА. Мне плевать. Я люблю его.
ГОЛОС. Один день, один день, Наташа, и ты станешь…
ОЛЬГА. Месяц уже. Не ты тут голый скачешь…
ГОЛОС. Какой месяц, суток не прошло!
ОЛЬГА. Как…
ГОЛОС. Один день, один денек… (Пауза.) Пожалуйста…
Молчание.
ОЛЬГА. Нет.
Легкая пауза.
ГОЛОС. Ты действительно длинноногая паскуда.
ОЛЬГА. Когда он придет, я откроюсь ему.
ГОЛОС. Мы поможем тебе, (хмыкнув.) Оленька…
Гаснет свет. В кромешной тьме, в местах, где зеркала явно видны горящие красные точки. Слышится шепот и жужжание наподобие бормашины. Тихо-тихо открывается дверь и в свете виден темный силуэт Николая Кирилловича.
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Вот и я. Эй! Автоматика! Раз, два, три, лампочка, зажгись!
Свет загорается. Николай Кириллович стоит посередине комнаты с огромным букетом в руках. Одет он очень несовременно. На нем сюртук, наподобие мундира и голубая орденская лента. Он еще более похож на «потустороннего графа» или даже царя. На жилете блестит золотая цепь. Этот наряд идет Николаю Кирилловичу больше, чем пенсионерский «прикид». Но выглядит он странно – рядом с людьми, одетыми вполне по-современному: свитера, майки с эмблемами телекомпании и телекамеры, появившиеся откуда-то повсюду. Два зеркала убраны, из глубоких дыр тоже виднеются красные глазки двигающихся с жужжаньем аппаратов. Одновременно со вспышкой освещения раздаются аплодисменты работников телевидения, которых в комнате как угодно много. Ольга-Наташа, поникшая, стоит немного в стороне. Она робко смотрит на сияющего Николая Кирилловича, который ничего не понял. Кто-то кричит: «Три, четыре!» и хором: «Сюрприз!»
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ (сияя). Сюрприз?! Ольга, это что, пока я… ты что, вы что… О-о! Это серьезно! Разрешите представиться, граф… очень приятно, очень… называйте, да… мое сиятельство… величество… Оленька, у тебя больше друзей, чем у меня… Это – моя княжна, моя…
ОЛЬГА. Да уж…
Из толпы выделятся мужчина, по всему – главный. Это – Василий.
ВАСИЛИЙ (делает знак, все стихают). Дорогой…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Уважаемый…
ВАСИЛИЙ. Хм… Уважаемый Николай Кириллович! Сегодня…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Простите, как вас зовут?
ВАСИЛИЙ. Василий.
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Вася? (подмигивает Ольге.) Как же, как же… Так вот, Вася, то, что вы хотите объявить, сейчас сделаю я. Идет?
ВАСИЛИЙ (недоуменно). Да?
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Господа! Сегодня чудный, чудеснейший день в жизни планеты, разумеется, всей! У меня – пенсия! (слышится смех.) между прочим, знаете, кому-то ее не выдают, но дело, разумеется, не в этом! И даже не в том, что я, Оля, ты прости, опять ее потратил до последнего рубля… Нет, что-то не то… (стоящему рядом оператору с камерой.) правда?
ОПЕРАТОР. Правда.
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ (Ольге, деликатно). Насчет «киношников» ты зря… знаешь же, что я… ну да ладно. На чем это я…
ЧЕЙ-ТО ГОЛОС. На пенсии!
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Ну тогда – все. Я закончил. (Ставит Ольгу под руку рядом с собой. Громко.) Надежда Векентьевна!
Появляется сухонькая пожилая женщина в нарядном дореволюционном платье.
Вот, прошу. Моя лучшая подруга, старейший работник Загсов. А это – свидетели. (Возможно появление еще нескольких старичков в сюртуках, старушек с лорнетами. Где-то блестит эполет, где-то Звезда Героя. В глубине виднеется даже маршальский китель.) Сплошь пенсионеры конечно. Я собирал их по всем паркам…
ВАСИЛИЙ. Ладно, все. (Делает шаг к «молодым» и пытается с вымученно-радостной улыбкой отстранить Ольгу от Николая Кирилловича. Та умоляюще упирается, мол, «не надо»…) Уважаемый Кир…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Николай.
ВАСИЛИЙ. Простите. Сегодня я счастлив сообщить вам, что уникальный эксперимент благополучно завершен. В общем-то идея «зазеркалья» или «застеколья» не нова. На Западе она практикуется уже давно. И у нас уже была пара-тройка проектов, не самых удачных. Мы выбрали именно зазеркалье, как наиболее…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Короче, юноша.
ВАСИЛИЙ (сбившись). Хм.. Я… то есть мы, все мы впервые…
ОЛЬГА. Нет, именно ты.
ВАСИЛИЙ. Поставили задачей изучить жизнь…
ОЛЬГА. Личную жизнь.
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Короче, а то Надежде Векентьевне трудно стоять. Принесите стул! А то она рассыплется…
ВАСИЛИЙ. Мы сняли большую фешенебельную квартиру в элитном доме и оборудовали ее видеоаппаратурой…
НТКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. То есть…
ВАСИЛИЙ. Затем Наталья…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Оля?
ВАСИЛИЙ. Моя жена.
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Очень приятно…
ВАСИЛИЙ. Объявления… (понимает, что надо улыбаться.) были составлены так…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Чтобы пришел именно я. Да, Наташа?
ОЛЬГА. Простите меня…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. А что? Мне понравилось… (Василию.) Жена? Повезло…
ВАСИЛИЙ (сквозь зубы). Знаю. (Официально.) От имени правления Компании поздравляю Вас с успешным окончанием эксперимента и приношу извинения…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Да что вы!
ВАСИЛИЙ. И последнее. С момента появления в этой комнате меня и съемочной бригады, вещание ведется в прямом эфире. Прямо сейчас…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ (деловито). Да?
ВАСИЛИЙ. Так точно. Вы становитесь звездой государственного масштаба.
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Слишком уж маленькое у нас государство. Хотя… для пенсионера… (громко.) Фото на память! Музыка!!! (включается вальс, но его под «Фу! Это что, надоело!..» быстро заменяют на какую-то «попсу».) Нет, вальс, я требую вальс!!! (ругается, одновременно ослепительно улыбаясь, и позируя перед фотоаппаратами и телекамерами, привлекая безвольную Ольгу, то обнимая ее, то сажая на колени.) Я требую выключить этот разврат! Это же не музыка!.. (музыка стихает.) так что, это все по телевизору теперь…
ОПЕРАТОР. А как же. Смонтируем, откомментируем и в эфир!..
ВАСИЛИЙ. Нас ждет еще интерактив…
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Чего?
ВАСИЛИЙ. Интерактивное общение со зрителями. То есть Вам в прямом эфире зритель задает вопросы… У Вас будет миллион поклонников!
Где-то хлопает шампанское.
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Ха-ха! Минутку внимания! (никто его не слушает.) Я делаю заявление!.. (Шум слегка стихает.) Дело в том, что… (Лукаво смотрит в камеру.) что я, гм… не совсем тот, за кого, так сказать…
ОЛЬГА. Вы не г-бист?
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Поверила, дурушка… Дело в том, что я являюсь директором аналогичной программы, но из другой… компании…
ВАСИЛИЙ. Чего-чего?!
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Конст… Комби… тьфу ты, шампанское… конкурирующей!
ЧЕЙ-ТО ГОЛОС. Неужели «Кран-ТВ»?..
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. Именно. И вы знаете… Это прямой эфир? Дайте-ка мне камеру, что к эфиру попрямее… (довольно грубо берет оператора за камеру и дергает на себя. Прямо в объектив.) Ребята. Мы сделали это, теперь вы можете…
ВАСИЛИЙ. Нет, этого не может быть… (Ольге.) Ты знала?..
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ. А как же? Видите, этот флажок? Знамишко? Я, вы знаете, прикрывал им какое-нибудь зеркало, чтобы перешептываться, знаками хотя бы…
ВАСИЛИЙ. Ты…
ОЛЬГА (начинает смеяться, впадая в легкую истерику). Правда, Николенька?