Апрель
Я б л о к о в Я хотел сказать, разрешите вас.. э… на тур вальса.
Г л е б (тихо) Вторая часть марлезонского балета.
М а й я Не вторая, я уже устала считать какая.
Г л е б Ну прости, я же не давал повода.
М а й я Да все давно ясно. Хватит. Поставь седьмую песню – я под нее на выпускном с нашим физиком танцевала. В его очках летала луна.
Г л е б Почему от твоих воспоминаний у меня начинается дикая ревность?
М а й я Давай Арику покажем наши фоты – он же ничего не видел.
Г л е б Давай.
М а й я Арик! Катя! Внимание-внимание! Ввиду грядущего переселения в Апрель, вашему вниманию предлагается катастрофическая феерия! Она же трагическая дихотомия и безвозвратная антиномия! Скандальные семейные снимки! По одному в руки!
Г л е б Сколько крика.
Яблоков, обе Катеньки и Арик садятся на диван.
Н а т а Тебе правда нравится идея с Апрелем?
М а й я В теории заманчиво. Если я потом буду отказываться, дай мне по голове, ладно?
Н а т а Что так?
М а й я Я всегда мечтала жить не здесь.
Н а т а Ох, Майка, была бы ты обыкновенной, бесчувственной. Но ты такой же псих.
М а й я Прекрати, Наточка.
Н а т а Как бы все было легко.
М а й я Хорошее пожелание.
Н а т а Не обижайся. Если б не выпила этой дряни, вообще не начала бы про это. Странно все закрутилось: ты моя подруга, единственная, кто меня терпит и понимает, а белый свет клином сошелся именно на нем. Какой-то анекдот.
М а й я Тот, кто его рассказал – или жесток, или дитя малое, да?
Н а т а Не будем. Помнишь, как мы ссорились месяцами?
М а й я Помню, как ты кричала: ты отняла его, ты …
Н а т а Хватит. Мне ничего не нужно, я забыла, постараюсь, чтоб меня не заносило. Пока мы еще трезвые.
М а й я Вот-вот. Меня беспокоит Арик. Вернее, его Катенька. По-моему, она не то чтобы дура, но не улавливает.
Н а т а Она еще и бестактна, как я не знаю кто.
М а й я Брось, она не знает про наше индийское кино.
Н а т а Надо не знать, а чувствовать, а она совершенно не его. Не понимает, о чем он, зачем он. (Машет рукой.)
А р и к Сколько там натикало?
Г л е б Шесть.
А р и к Можешь новости включить на секунду?
Г л е б Давай. Мы как раз купили новую телевизию, вроде проектора – чтобы как в кино. (Разворачивает на стене планшет.)
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Кинотеатр!
Я б л о к о в Грандиозно.
А р и к Первую включи.
Г л е б Угу.
Свет гаснет. Экран вспыхивает, вздрагивает, белые полосы. Потом устанавливается картинка – блестящий пол, стены, три эскалатора и пустая будка. Сбоку открывается люк, вылезает человек, садится в будку и включает эскалаторы. Они едут вверх.
Г л е б Это что такое?
М а й я Может, фильм?
Я б л о к о в Похоже, к вам подсоединили камеру из метро. Она и показывает.
Г л е б Как подсоединили?! У нас никаких кабелей, обычная антенна.
Я б л о к о в А на каком это канале?
Г л е б Не знаю, я просто включил и все.
А р и к И цифра не высвечивалась?
Г л е б Нет. Как ни странно.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а Давайте все подряд смотреть.
(Включают разные программы. Телевидение как телевидение.)
Г л е б Ладно, наверное, глюк. На телевидении случается.
Я б л о к о в Знаю я их: перепьются и показывают всякое….
Н а т а Чего не будет в Апреле – это телевизора. Я как Нарекаций буду сидеть на берегу лесного озера и всё. Вот он, смысл: инвентаризация реальности.
М а й я Реальность инвентаризировали, инвентаризировали, да и не выинвентаризировали.
Г л е б Представляю себе – там не только телевизора, там и радио не будет, и почты тоже. (Щелкает пультом.) Электричество – и того нет. Глухомань.
А р и к А хорошо.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а А если придут какие-нибудь? Я боюсь.
А р и к Бояться – унизительно.
Г л е б Пожалуй, да. Если уезжать – то наотрез, отказавшись от всего, навсегда.
Из телевизора голоса: громко, торжественно – «Тореадор, смелее в бой! Тореадор! Тореадор!»
Н а т а Мы и так со временем теряем способность верить в чудо, доверять себе – и вообще удивляться. Я уезжаю от лишнего – туда, где не нужно продираться сквозь все эти магазины, посуды, бюджеты, кредиты.
М а й я А что делать-то? Нам хорошо рассуждать – уедем, уедем… А мы-то уже позаканчивали школы, универы – и после них, заметь, стали такие все из себя прекрасные, что теперь уехать хотим. А Митя? А Толик как? Их что, в сельскую школу возить? Или родителям оставить?
Н а т а Что-нибудь придумаем.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Ната, что ты! Все будет хорошо!
Н а т а В следующей жизни.
А р и к Да ладно, чего вы сдулись? Давайте попробуем, я даже готов на лето послать работу – все равно для газеты мертвый сезон. Предложу рубрику «как выжить в деревне».
Г л е б Прежде чем обсуждать все это, предлагаю туда съездить летом. У кого отпуска трудные, планируйте сейчас. А там поживем – посмотрим. Может, и не сдуемся.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а Все, договорились.
Я б л о к о в Ооо… уже хочу в поле… упасть в пастушьи сумки… и лежать… ничего не помнить.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а Яблоков, одевайся, пора домой. Надо Толика забирать.
Я б л о к о в Как все это жалко.
А р и к Да брось, старик, чего ты. Как будто не в радость.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а Ему любая ответственность не в радость. Он безответственный как дождик.
За окном гром, начинается ливень.
Г л е б Где ж это видано – ливень в конце марта.
М а й я В апреле почти.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а Да и не очень тепло с утра было.
Г л е б Чудо природы, однако. А выключите свет.
Смотрят на ливень. Сумерки, темнеет.
******************************************
Второе действие.
Деревенский дом. Вдоль стены скамьи, три окна. Стол, два старых дивана. На полу сушатся маслята. Свечи. Сидят Глеб, Большая Катенька и Арик. В центре Майя – перед ней стеклянная банка с водой, сзади банки зеркало, по бокам две свечи. Всматривается.
Г л е б Ну, видать что-нибудь?
М а й я Подожди.
А р и к Райские сады? Крепость с бойницами? Воздушный шар?
М а й я Я только вишни вижу.
А р и к Вишни… Не помню к чему они.
М а й я Ну да, вишни, вот они, цветут – у кого еще такой цвет.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а У яблок тех же.
М а й я Не-е-е. Какие яблоки.
Г л е б Вспомнил, к чему вишни?
А р и к Видимо, к компоту.
М а й я Очень смешно.
А р и к Что-то у тебя в этот раз не интересно получается. Помню, на святках – лет семь назад – постоянно люди присутствовали. В частности, женихи.
М а й я Теперь это не грозит.
А р и к Компот, кирха, киндеры, кухня?
М а й я Ты ошеломительно шутишь.
Г л е б Давай, твоя очередь женихов смотреть – богов, героев и прочих.
А р и к Сакральненько!
Садится к банке, проводит рукой по воде. Всматривается.
А р и к Ничего не вижу.
Г л е б Смотри получше.
А р и к Нету ничего. Одна пустыня.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Пустыня?
А р и к Она самая. Вот они, пески, гребни песчаные. Никого нет. (Сидит еще немного, потом встает, трет глаза.) Тьфу, чорт! Как будто песок в глаза набился.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Давай протру.
А р и к Не надо. Иди сама смотри.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Я следующая, да? Я? Ну давайте.
Садится. Всматривается, чуть покачиваясь.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Вижу поле и на нем вроде снопы.
А р и к Много их?
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Что? Нет, кажется. (Пауза.) Ветер дует, снопы качаются. Ой, тучи летят – очень похоже.
А р и к Ты вообще визионер. (Пауза.)
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Слушайте. Там кто-то идет с того конца поля.
М а й я Ой.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Мама…
А р и к Что такое?
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Мамочка!
Г л е б Оторвись от банки этой!
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Не могу!
Арик оттаскивает Большую Катеньку. Ту слегка трясет.
А р и к О, Господи, ну что такое ты видела?
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Там был человек в сером, шел как-то боком. В сторону смотрел. Тревожный. Лица не видела. Потом из кармана вынул конфету, развернул и положил в рот.
А р и к Всё, прекрати. Перегуляла ты вчера, у тебя температура.
Г л е б Думаю, не стоит продолжать.
М а й я Да уж.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Я видела…
А р и к Катеринушко! Какие у вас, оказывается, фантазии. Конфекты, понимаешь, незнакомцы всякие едят. Надо доктора вызвать, уложить тебя и на лоб кусок льда из нашего амбара.
Г л е б Погреба всего лишь.
А р и к О, Глебус! Ты зорок, ни одно художественное допущение от тебя не скроется.
М а й я Ты правда видела? Успокойся, успокойся. Может быть, просто надо, чтобы ты о ком-то больше думала. В гаданиях и снах всегда так – если кого-то увидела, вряд ли с ним плохое будет.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Я лица не видела. Не знаю кто это. Кто-то знакомый.
М а й я И шел прямо на тебя?
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Дай воды, пожалуйста.
М а й я Сейчас. Где Глеб ведро с колодца приносил?
Г л е б Вон.
М а й я Ага. (Наливает, подает.) Давайте гасить свечи, еще не очень темно.
Г л е б Не очень-то не очень, но видно плохо.
М а й я Эта дурацкая погода – она меня измучила. Дождик, туманчик. Как будто какая-то маленькая лягушка под рубашку забралась и сидит там. Серенькая, противненькая.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Перестаньте! Перестаньте наконец! Льет уже неделю – значит, скоро перестанет. Будет солнце, будет хорошо.
А р и к На севере вообще часто меняется погода?
Открывается дверь. Входят Ната, Хосе и Митя.
М и т я Слушайте…
Г л е б Как раз хотели спросить – а такие погоды, они вообще надолго?
Н а т а Вы Мите не дали сказать – а к нам хорошая примета приползла.
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Что за примета такая?
М и т я Пошли!
Н а т а Короче, уж явился – красивый, вся голова желтая. Хосе его поймал и в банке закрыл.
М а й я (Глебу) Если я не ошибаюсь, Арик говорил, что он птиц изучает, а не змей.
Н а т а Лежит, не шипит даже. Что тут за свечи?
М а й я Да гадали.