Апрель
Г л е б Ни хрена себе. Загадочный товарищ.
М а й я Как же так, не попрощавшись…
Г л е б Надень сапоги, там роса. Я вас догоню.
М а й я Угу. Побежали в туман?
М и т я Ну его, в нем ничего не видно.
М а й я Ах ты трусишка.
Берет Митю подмышку, Митя отбивается. Бегут к Арику и Большой Катеньке.
Х о с е Тут где-то журнал был. Научно-популярный. Там статья забавная… где-то тут. Спрятал от Натки, а то она хочет выдрать.
Г л е б Про что?
Х о с е Вот. Автор доктор биологических наук Кириосов. «Реснитчатая инфузория спиростома – довольно крупная инфузория, достигающая в культуре длины 2-3 мм». Нет, не то. Сейчас. «Инфузории — это перспективный объект для исследования генетики наиболее примитивных реакций. Эти организмы крупнее и неизмеримо сложнее бактерий».
Г л е б Сложнее бактерий. Как приятно.
Х о с е «Если инфузорию поместить в небольшой водоем, имеющий форму круга, сначала она будет петлять по сосуду, изредка натыкаясь на его стены». Ага. «Однако, через 3-4 минуты поведение инфузории изменится: петляние ей надоест и путь ее станет прямолинейным, и она будет двигаться без остановки, пока не ударится о стенку аквариума – а ударившись она поплывет к другому краю, осознав границы водоема».
Г л е б Забавно.
Х о с е Вот еще, мне очень понравилось: «Прост и невелик идеальный мир туфельки, ее идеальная Вселенная, отражающая весьма ограниченное число параметров весьма малого участка существующей Вселенной. Когда инфузории предоставляется возможности, потенциально более сложные, чем те, которые соответствуют ее уровню организации, она или испытывает угнетение, или – увеличивает привычную ей активность, чтобы как бы не замечать возможности. Более того, предъявление «высших» возможностей некоторым видам инфузорий может привести к летальному исходу». Достаточно?
Оглядывается. Глеб ушел. Слышны голоса – его, Наты и Мити. Хосе прячется в кухню.
Г л е б Ну не знаю. Не понимаю тех, кто говорит – как жаль, что я не родился в прошлом веке или вообще триста лет назад, в этом времени я чувствую себя чужим. Фигня все это.
М и т я Что такое фигня?
Г л е б Это когда ты боишься войти в темную комнату, а говоришь: «Мне темнота так не нравится, что я не могу на нее смотреть и вообще пойду в дум играть». И не заходишь в комнату. А на самом деле боишься.
М и т я Дум – фигня! (Залезает на печь.)
Г л е б Короче, я не понимаю. Время как время. Да, оно безумное, но не безумнее и не страшнее того, что было.
Н а т а Ты изменился. Не то чтобы смирился, но как-то счастливо приспособился. А моя программа виснет. Хорошо было Нарекацию – пошел, залез в озеро, повозносил молитвы по шейку в воде, вернулся, что вспомнил записал и хорошо ему, смысл исполнен! А у меня вечные вопросы и вечное желание странного.
Г л е б У всех вопросы, у всех желание. Ты только не ругайся, но по-моему, ты драматизируешь.
Н а т а А ты ни черта не понимаешь.
Г л е б Я ж говорю – не ругайся. Мне правда кажется, что в мире тоже заложено волшебство – в мелочах, в приметах. Вон, даже в Яблокове.
М и т я Что ты к Яблокову пристал!
Г л е б А ты не подслушивай… Хотя нет, слушай. Тебе это полезно.
Н а т а Ты ищешь элементарное оправдание тому, что не способен изменить жизнь. Вот и все.
Г л е б Ну и что? Я люблю то, что создано на Земле и ее саму, какой она сотворена.
Н а т а Описал бы, раз так любишь.
Г л е б Если б я мог конвертировать свои фантазии и видение в книги, меня бы давно печатали!
Н а т а Конвертируют валюту.
Г л е б Это когда ее в конвертике дают?
Н а т а Чего ж не конвертируешь-то?
Г л е б Сама знаешь. Имею средние способности. Язык хуже, чем у Лукьяненко.
Н а т а Если б ты работал над ним, может и печатался бы. И не надо только говорить, что язык это врожденное. Вон, у Хласко первые рассказы просто феерическая дрянь.
Голоса из внезапно проснувшегося радио: «Если хочешь быть здоров – закаляйся! Вместо сна водой холодной обливайся!»
Г л е б Тьфу!
Входят Майя, Арик и Катенька.
Г л е б Опять малиной объелся. Хуже медведя.
М и т я Не ел я малины!
М а й я Еще и врешь. Забыл, что у меня есть бинокль, в который я тебя вижу?
М и т я Я уже читал эту книгу. Там мама мальчика хотела обмануть, а подзорной трубы у нее не было.
М а й я Как с тобой неинтересно. Иди сюда. Не замерз?
Х о с е (Нате) Возьми куртку, холодно стало.
Н а т а Не надо.
Х о с е Дрова никто не поколол.
А р и к Зачем тебе это? (Показывает на корягу, которую Большая Катенька заворачивает в бумагу.)
Б о л ь ш а я К а т е н ь к а Я шла по берегу, смотрю лежит, как будто специально меня ждет.
А р и к Да…
М а й я Мы, наверное, тоже скоро поедем.
Н а т а Не понимаю. Ладно Глебочке надо на идиотское совещание учителей физкультуры…
Г л е б Литературы.
Н а т а Не важно. Но вы куда собрались?
М а й я Нат, мы так решили. Без мужа и отца скучно.
Н а т а Разве здесь не здорово?
М а й я Здорово, но…
М и т я Мам, а мы еще за маслятами сходим?
Х о с е Топор куда-то задевался. Сначала натаскают дров, свалят где попало, потом засунут топор подальше – и попробуй поруби.
А р и к (Большой Катеньке) Интересно, народ в редакции уже из отпуска вышел? Хотели вроде с двадцатого.
Х о с е Дрова сложат пагодой, а для них поленница есть. Потом полвечера всем холодно, пока поколешь и печь разойдется.
Ната машет рукой. Закат уползает. Затемнение.
Третье действие.
Квартира Хосе. Жизненное пространство завалено книгами, альбомами, журналами. Свободные места на полках оккупированы чучелами птиц. Глеб и Хосе перед экраном.
Г л е б Однако!
Х о с е Ну, я долго уламывал. Свет тащил.
Г л е б А где это?
Х о с е Есть укромные места. Как идти к Керести, слева будет дор – такое поле среди леса. На нем народ косил.
Г л е б Отлично получилось: всё в дымке, угадываются стога.
Х о с е Ты ей не говори. Она просила, чтобы никто.
Г л е б О-ля-ля!
Х о с е Никаких «о-ля-ля». Не было ничего. А композицию я вообще спер, могу показать откуда.
Г л е б Первого апреля – никому не верю.
Х о с е Сейчас загрузится. (Пауза.) Что за нафиг?!
Г л е б Где?
Х о с е Смотри в новостях. «Захвачен кинотеатр».
Г л е б Сейчас… Это завлекающий заголовок – сто пудов, имеется ввиду, что все захвачены действием.
Х о с е Я что, по-твоему, идиот – вон, агентства передают.
Г л е б «В девятнадцать пятнадцать поступил сигнал о захвате здания кинотеатра».
Х о с е Там премьера, по нашему фэнтези, который рекламировали. Смотри: «по звонку, который успел сделать зритель, через 15 минут после начала неожиданно раздались сильные хлопки и через минуту на сцену выбежали вооруженные мужчины в черных масках. Они объявили, что здание захвачено и никто не будет выпущен, пока с ними не вступит в переговоры президент страны».
Г л е б Да вижу я, блин. Четвертый день премьеры.
Х о с е Вот суки.
Г л е б Самое хреновое, кажется, другое.
Х о с е Что?
Г л е б Звонил вчера Арику насчет Нового года – он сказал, что их отделу культуры прислали два билета.
Х о с е Что, на сегодня?!
Г л е б Да. И Катеньку потащил. (Набирает номер.) Вне зоны действия сети. Черт!
Х о с е «По предварительным сведениям, к кинотеатру стянуты подразделения спецслужб. Охранники, защищавшие здание, убиты». (Звонок.)
Г л е б Да, мы здесь. Не знаю.
Х о с е Если это Майка, пусть всех зовет.
Г л е б Гони всех к Хосе, будем думать, что делать.
Х о с е Что делать – как раз понятно.
Г л е б Да?
Х о с е Ждать – что ещё.
Г л е б «Нападавших около тридцати человек, из них двенадцать женщин. Все чеченской национальности». У, всё надолго, это не хулиганы какие-нибудь.
Х о с е (одевается) Посматривай новости и переноси стулья в одну комнату. Телевизор с кухни возьми. Пойду, чего-нибудь куплю пожрать. Будет у нас штаб.
Г л е б Дежурные по апрелю хреновы.
Затемнение. Те же и Яблоков, Маленькая Катенька и Майя.
Г л е б В общем, всё подтвердилось.
М а й я Только что по телевизору выступал генерал, сказал, захватили триста человек в зале и еще актеры, охрану убили.
Х о с е В новостях уже написали.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а Наши не звонили?
Х о с е Нет, конечно.
М а й я А их телефоны?
Х о с е Абонент вне зоны действия сети.
Г л е б Говорят, стрельбы не слышно.
Я б л о к о в Могут начать в любой момент. Один идиот попробует сбежать и начнется пальба.
М а й я Представить не могу – зал с людьми, эти с оружием, бомбы висят. И ведь не кино.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а Ага, когда по телевизору, кажется, что это на другой планете. А нам хорошо, нас не взорвут ракетой.
Х о с е Эти фанатики – они же сумасшедшие.
Г л е б Короче, надо звонить родственникам. Может, они передумали, сдали билеты и гуляют.
М а л е н ь к а я К а т е н ь к а А телефоны отключили что ли?
Г л е б Телефоны сели. Бывает же – не успевают люди, застревают в пробке. Или в метро кто-то самоубивается и поезда стоят.
Я б л о к о в Они из дома ехали?
Х о с е Если да, то с голубой линии им надо было попасть на фиолетовую.
Г л е б (набирает номер) Алло, здравствуйте. Это вас Глеб беспокоит, мы с Ариком вместе… Да, это я. Мы тоже. Знаем. Они из дома туда поехали? Во сколько? Ну мало ли, вдруг опоздали или передумали. Что? Да, я понял. Хорошо, сейчас будем узнавать. Да. Да, конечно. Все будет хорошо. Все будет… (Кладет трубку.) Короче, вышли из дома без десяти шесть. Могли и опоздать.
Х о с е Иди сюда. С трубкой. Вот справочная метро.
Г л е б (набирает номер) Алло, это справочная? Скажите, пожалуйста, а между шестью и семью часами вечерами не было ли происшествий? Может, кто-то падал на рельсы? Нет, не журналист. Не маньяк. Просто у нас знакомый… Спасибо.
М а й я Ну что?
Х о с е Задержка в графике на красной линии.
Я б л о к о в Нет, красная им не нужна.
М а й я Может позвонить устроителям?
Г л е б Да ну, билеты же не именные. А устроители под дулом сидят.
Х о с е Давайте ждать.