Дорогая Памела
ПАМЕЛА. Нет.
ВРАЧ. Камни?
ПАМЕЛА. Как вы думаете, мой кот пускает слюни, потому что у него что-то не в порядке с зубами или это от добродушия?
ВРАЧ. Диабет?
ПАМЕЛА. Ненавижу, когда кто-нибудь страдает, даже кот.
ВРАЧ. Диабет?
ПАМЕЛА. Нет.
ВРАЧ. Психические сдвиги?
ПАМЕЛА. Нет. Доктор, вы не вденете мне нитку? Я ничего не вижу. (Вдевает нитку в иголку).
ВРАЧ. Желтуха?
ПАМЕЛА. Нет.
ВРАЧ. Туберкулез?
ПАМЕЛА. Нет.
ВРАЧ. Плеврит?
ПАМЕЛА. Нет. Вправить вам шею?
ВРАЧ. Нет. Ревматизм?
ПАМЕЛА. Я поняла, это у вас ревматизм! Доктор, у вас ревматизм!
ВРАЧ. У меня нет ревматизма.
ПАМЕЛА. Невралгия?
ВРАЧ. Нет.
ПАМЕЛА. Артрит?
ВРАЧ. Нет.
ПАМЕЛА. Люмбаго?
ВРАЧ. Нет.
ПАМЕЛА. Вы абсолютно здоровый человек. Это приятно! Среди докторов это — большая редкость… Ну, вот я пришила вам пуговицу. Одевайтесь. (Подает ему пальто).
Доктор вставляет руки в рукава. В тот же момент ПАМЕЛА хватает его за шею, вправляет позвонок.
ВРАЧ (Орет). А-а!
ПАМЕЛА. Да. Это неприятно. Мясник тоже орет, когда я ему вправляю позвонки. Но потом он меня целует. Что с вами, доктор? (Водит пальцем ему перед носом). Вы меня видите?
ВРАЧ (задохнулся от возмущения). Как вы посмели? Как вы посмели? Старая идиотка! Да я вас… (вертит шеей, с удивлением обнаруживает, что движения свободны. Подходит н ПАМЕЛЕ, обнимает, целует ее). Вы чудная женщина! Я страхую вас на 50 тысяч! К сожалению, фирма не может дать больше, но вы — бесценны!
ПАМЕЛА. Доктор! А кота моего вы не можете застраховать?
ВРАЧ. Нет. (Надевает шляпу, спешит к выходу).
ПАМЕЛА. Почему?
ВРАЧ. Мы не страхуем слюнявых котов… (Выбегает).
Картина третья
Спустя неделю. Тот же подвал в доме ПАМЕЛЫ. В центре сцены СОЛ, сосредоточенно пилит балку, подпирающую потолок. Здесь же ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА. Справа в углу ГЛОРИЯ смотрит старенький телевизор, очевидно, подобранный тоже где-то на свалке.
ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА (читает ремарку). «Спустя неделю. Тот же подвал Памелы. Сол сосредоточенно пилит балку, подпирающую потолок. Справа в углу Глория смотрит старенький телевизор, очевидно подобранный тоже где-то на свалке…» (В зал). На западе иногда выкидывают и телевизоры… особенно под Рождество. Но конечно, очень плохонькие… (Крутит ручки). Видите, даже не работает. Вот она, их хваленая техники… (Заходит за «телевизор», так, что его лицо оказывается в экране. начинает что-то быстро-быстро говорить по-английски, пародируя телевизионного комментатора).
СОЛ (ГЛОРИИ). Ну, что ты смотришь? Переключи-ка этого зануду…
ГЛОРИЯ подходит, переключает ручку. ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА запел, задергался в ритме, пародируя выступления джазового певца.
и этого кретина тоже убери!
ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА (изображая полицейского репортера). А теперь наша телекамера установлена возле дома на 12-й авеню, где только что произошло убийство. Восемнадцатилетний Ральф Брокс задушил собственного дедушку Стива Брокса восьмидесяти лет… Убийца был схвачен на месте преступления. Вот его выводят из дома комиссар полиции. Комиссар, несколько слов телезрителям… (В образе комиссара) «Обычное убийство, ребята! Ничего интересного. Парень хотел получить страховку, а получит бесплатное сидячее место на тот свет…»
СОЛ. Выключи этот маразм!
ГЛОРИЯ выключает телевизор.
ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА (читает ремарку). «Глория выключает телевизор, экран гаснет…» (Обиженный уходит).
СОЛ. Безобразие! Как можно бесконечно показывать по телевизору насилие и убийства? Это развращает молодежь.
ГЛОРИЯ. Нервничаешь?
СОЛ. Я?! Ничего подобного. Спокоен, как философ. Помнишь, что сказал Сенека?
ГЛОРИЯ. Кто это?
СОЛ. Один умный джентльмен. Жил в Древнем Риме.
ГЛОРИЯ. Итальяшка?
СОЛ. В общем-то да. Так вот он сказал: «Спокойствие — это фундамент, на котором возводится здание успеха».
ГЛОРИЯ. Откуда ты все знаешь?
СОЛ. Когда-то я работал в типографии. Там печатали массу книг. Когда по восемь часов делаешь оттиски поневоле запоминаешь всякую всячину… (Закончил пилить). Ну вот! Готово! (Оглядел балку). Подпилено идеально… Господи, почему я не стал лесорубом? (Выходит на середину сцены, примеряется к потолку). Я думаю, основная тяжесть рухнет здесь… (Делает мелом знак на полу). Значит, объект ставит сюда.
ГЛОРИЯ (со страхом следя за его действиями). Сол, а может быть не сегодня ?
СОЛ. Почему?
ГЛОРИЯ. Сегодня сочельник. День ее рождения.
СОЛ. Ну и хорошо. Совместим даты. Я бы, честно говоря, тоже хотел умереть в день своего рождения. Лишнее доказательство гармоничности природы. Человек как бы совершил круг бытия и вернулся в день, откуда появился…
ГЛОРИЯ. Я купила ей подарок. (Достала коробку). Рождественские свечи.
СОЛ. Замечательно! Они же «за упокой души».
ГЛОРИЯ. Замолчи, мерзавец! Не смей говорить про душу! И запомни, перед тем, как ты толкнешь балку, я хочу, чтоб она помолилась? Слышишь?
СОЛ. Разумеется, девочка. Ты плохо знаешь старого Сола! Неужели ты думаешь, что я способен отправить человека на то] свет без покаяния?
ГЛОРИЯ. Ты, слава Богу, еще никогда никого не убивал.
СОЛ. Мысленно — много раз! Мысленно я перестрелял половину своих знакомых. (Подошел н ГЛОРИИ, погладил ее по голове). Ну, девочка! Выше нос! Сейчас уже отступать поздно. Последнее усилие — тр-ра-ах! — и уже послезавтра ты кладешь в карман 25 тысяч! Сразу станешь шикарно выглядеть, выйдешь замуж за богатого.
ГЛОРИЯ. Зачем мне богатый, когда у самой будут такие деньги?
СОЛ. Хорошо. Осчастливишь какого-нибудь бедняка.
ГЛОРИЯ. Еще чего? Чтобы ой любил мои денежки больше меня?
СОЛ. Слушай, я не пойму, кто тебе нужен?
ГЛОРИЯ. Мне нужен равный.
СОЛ. Тогда это я. У меня ведь тоже будет 25 тысяч.
ГЛОРИЯ (смеясь). Иди ты к черту!
СОЛ. Нет, Глория, правда. Ты станешь моей Маргаритой. Я как Фауст, верну свою молодость. Подумай, девочка! (Пытается ее обнять).
Появляется БРЭД. Одет он неважно, небрит. В руках держит маленькую елочку и сумку.
БРЭД (глядя на СОЛА, пытающегося обнять ГЛОРИЮ). Воркуете, голубки?
СОЛ. Брэд? Вот это сюрприз. Какими судьбами?
БРЭД. Проходил мимо, решил навестить друзей. Бывших… (Закашлялся). Привет, Глория!
ГЛОРИЯ (сухо). Привет.
БРЭД. Принес вам елочку, все-таки канун Рождества…
СОЛ. Подрабатываешь в фирме Санта Клауса?
БРЭД (усмехнулся). Вроде того… Симпатичная елочка, верно? Здесь и лампочки зажечь можно, (хочет поставить елку как раз в то место, которое мелом пометил СОЛ).
СОЛ. Нет, нет… сюда не ставь…
БРЭД. Почему? (Кашляет).
СОЛ. Поставь ее в угол. Или забери обратно… Извини, Брэд, но у нас сегодня важное дело. Ты бы не мог зайти как-нибудь в другой раз.
БРЭД. Но сочельник сегодня.
СОЛ. Через год все повторится…
БРЭД (огляделся). Я мешаю?
СОЛ. Не то, чтобы мешаешь… Но нам не хотелось бы нарушать твои нравственные идеалы. Дело в том, что сейчас должна придти Памела, у нас предстоит трагическая встреча, желательно, без посторонних.
БРЭД. А если я согласен быть не посторонним?
СОЛ. Как?
БРЭД. Если б я сказал, что снова готов войти третьим в дело? Что бы мне ответили?
СОЛ. Ответили бы, что поздно. Теперь, когда проведена такая огромная подготовительная работа, когда все подстроено и выверено до миллиметра, глупо надеяться, что просто так пойдешь и заработаешь 15 кусков.
БРЭД. Согласен на меньшую сумму.
СОЛ. Извини, я не дам ни цента. Может быть, Глория хочет отдать часть своих денег? Это ее право.
ГЛОРИЯ. Он и так достаточно таскал из моей сумки.
БРЭД. Извини, я верну. Всякий раз, когда я залезал к тебе в сумку, я запоминал свой долг. Когда у меня будут деньги я все верну.
ГЛОРИЯ. Когда они у тебя будут?
БРЭД. Будут! Не может же человеку вечно не фартить… (Закашлялся). И как вы собираетесь поторопить несчастный случай?
СОЛ. Это уж наша забота, Брэд!
БРЭД. Она свалится с лестницы? Или из окна? (Замечает пилу). Вы решили распилить ее по частям?
СОЛ. Перестань болтать глупости!
БРЭД (подходит н балке, подпирающей потолок, замечает распил). Грубая работа, Сол… Надо было пилить аккуратно, чтоб при осмотре линия разрыва казалась естественной. И потом, ты уверен, что потолок рухнет именно в нужном месте?
СОЛ (нервно). Слушай, не считай меня последним идиотом. Я работал по чертежу! (Достает смятый листок бумаги). Здесь все рассчитано. Кроме того, сверху над местом пролома уложена тонна старых газет и банок. Кроме того, подпилены доски в полу… Таким образом, когда объект встанет в указанную точку, то под нажимом массы сверху она пролетит вниз… (Поморщился). Дальше… Я не садист, и не хотел бы смаковать печальные подробности.
БРЭД. Можно посмотреть чертежик? Я все-таки инженер…
СОЛ. Пожалуйста! (Дает ему чертеж). На многое не рассчитывай. Десять долларов за консультацию, и только после получения страховой суммы.
БРЭД. Сейчас для меня это тоже деньги. (Смотрит чертеж, сверяет с трещинами в потолке). Я могу подняться наверх?
СОЛ. Сделай одолжение.
БРЭД поднимается по лестнице наверх. ГЛОРИЯ провожает его печальным взглядом.
(С презрением). Специалист! Будет еще сомневаться в моих расчетах…
ГЛОРИЯ. Как он осунулся! И кашляет…
СОЛ. Видно ему пришлось несладко в эти дни.
ГЛОРИЯ. А правда, что он когда-то был неплохим инженером?
СОЛ. Все мы когда-то кем-то были, девочка.
Сверху раздается стук.
Что он там громыхает? Еще свалится на нашу голову. (Кричит). Брэд, что ты там делаешь?
ГОЛОС БРЭДА (сверху). Проверяю пол.
СОЛ. Господи, при такой слышимости, какие нужны проверки?
Сверху на лестнице появляется БРЭД.
Ну, убедился?
БРЭД. Абсолютно. (Сбегает вниз, отдает чертеж СОЛУ). Прекрасная туалетная бумага.
СОЛ. Хочешь сказать, что потолок не рухнет?
БРЭД. Почему? Если вдруг начнется атомная война, то все может случиться. Других причин я не вижу. Там мощная несущая балка. Эта подпорка вообще не нужна, если ее свалить, то в углу просыплется немного штукатурки, вот и все… Хочешь проверим? (Тронул балку).
СОЛ (испуганно отскочил). Осторожней!
БРЭД. Чертеж составлен безграмотно, это я говорю тебе, как специалист. Вектор силы тяжести приходится на тот угол…
СОЛ. Иди ты к черту!
БРЭД. Ну, давай прорепетируем! Толкни балку…